О чем мечтают водители, изо дня в день стоящие в пробках? Самые проницательные — о небе, где нет ни заторов, ни плохих дорог, ни докучливых «даишников», ни скоростных лимитов. Главная трудность в самом выборе: самолет или вертолет?
В народе сложилось мнение, что частная авиация по карману лишь олигархам. Но сегодня расходы на персональные самолеты и вертолеты уже сравнимы с растратами на приличный британский седан. Так, высокоскоростной Pipistrel Virus SW стоит примерно как Jaguar XKR, потребляет сравнимое количество топлива и вмещает столько же людей. При этом переместит вас из точки А в точку Б без шума и пыли и по наиболее короткому из возможных маршрутов. Из Киева во Львов — за пару часов.
Вертолет обойдется дороже — цена на Robinson R44, самый успешный легкий винтокрыл в мире, начинается на уровне Bentley Continental при схожей скорости, вместимости и расходе бензина. Но и преимуществ у него перед самолетом больше. Вертолету ни к чему взлетно-посадочные полосы — он совершит посадку везде, где поместится: на газон загородного дома, речной причал, паркинг молла или вершину Говерлы. И необязательно хранить и обслуживать частную авиацию в домашних условиях — сегодня в Украине уже есть и официальные дилеры ведущих брендов, и соответствующие нормам EASA техцентры и сертифицированные Госавиаслужбой вертодромы с отапливаемыми ангарами для базирования и централизованными системами заправки. Один из них находится практически в центре Киева. Нет, речь идет не о «президентской» площадке у Парковой дороги, а о вертодроме возле Южного моста (N50°24´23,1´´ E030°34´46,3´´), позволяющем совершать полеты круглый год без специальных разрешений. Причем к нему можно как подъехать, так и подплыть.
Если самолет по уровню комфорта можно сравнить с автомобилем, то вертолет в силу своей уникальной управляемости ближе к мотоциклу. Легкий, простой и послушный в управлении — он может лавировать между деревьями и пролетать по тоннелям и под мостами, барражировать в считанных метрах над землей и взмывать ввысь на несколько километров.
Витязь неба
Частная авиация осуществила мечту человека о свободном перемещении над землей. Она принципиально меняет природу передвижений — даже привычный вам городской пейзаж с высоты птичьего полета приобретает совершенно иной вид, рельеф становится трехмерным. Тот же Киев предстанет перед вами действительно городом на семи холмах. Вы сможете почувствовать себя первооткрывателем заповедных и труднодоступных земель, сможете максимально приблизиться к объектам вроде зоны ЧАЭС или ДнепроГЭС, доступ к которым закрыт. И не нужно ругать себя за тягу к запретному — для нашей страны тема авиации всегда была на особенном счету. Хотя бы потому, что в жилах украинцев течет кровь покорителей воздушного пространства и сегодня наши вертолетчики — одни из самых востребованных голливудских каскадеров. А отцом как их тогда называли «геликоптеров» является киевлянин Игорь Иванович Сикорский (1889‑1972 гг.). В детстве будущий «Витязь неба» зачитывался фантастическими рассказами, его настольной книгой был роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», повествующий о некоем гигантском воздушном корабле с вертикальным взлетом. Свою первую модель — тогда еще соосной схемы и без автомата перекоса — двадцатилетний студент столичного Политеха построил прямо во дворе родительского дома на ул. Ярославов Вал, 15б. Та конструкция настолько опередила свое время, что свой следующий геликоптер Игорь Иванович сконструировал лишь в 1939‑м в США, уже будучи президентом успешной самолетостроительной компании Sikorsky Aircraft Company. Именно концепция второй модели — одновинтовая, с хвостовым рулевым винтом и автоматом перекоса — стала классической, подавляющее большинство вертолетов всех классов и специальностей построены именно по ней. Более того, именно успехи моделей Сикорского (применение в корейской войне и первый трансатлантический перелет) заставили бонз оборонной промышленности СССР переориентировать советский авиапром.
Подняться над суетой
В СССР ставка в авиа- и вертолетостроении всегда делалась на тяжелую технику, тогда как в остальных странах — на авиацию для частного пользования. Сегодня миллионы людей ежедневно поднимаются в небо на самых разнообразных летательных аппаратах в стремлении испытать непередаваемые ощущения от полета. Но только самостоятельный пилотаж приближает эти ощущения к полету птицы, которая может парить абсолютно свободно — когда хочет, куда хочет, по своему желанию и настроению.
Сто лет назад Ford-T совершил автомобильную революцию, пересадив почти 15 миллионов простых граждан с велосипедов и автобусов в персональные автомобили. То же можно сказать и о компании Robinson Helicopter. «Когда в начале 70‑х я приступил к разработке нашего первого вертолета для частников, — вспоминает Фрэнк Робинсон, глава компании, — то исходил из ясного принципа: создать модель, которой хотел бы владеть я сам». Как показало время, его личные потребности практически полностью совпали с чаяниями армии желающих покорять небо. Сплав простоты конструкции, высокой надежности и низких эксплуатационных расходов при приличных летных характеристиках сделал продукцию Robinson Helicopter популярной во всем мире. Сегодня RH производит больше гражданских вертолетов, чем кто‑либо.
Новая степень свободы
Двигатель новейшей модели R66 специально разработан компанией Rolls-Royce, в качестве топлива используется керосин ТС-1, который очень распространен в наших краях и в три раза дешевле авиабензина. 66‑й — самый доступный из газотурбинных вертолетов. Поэтому в специализированной прессе для продукции Robinson Helicopter не жалеют эпитетов и оборотов вроде «непревзойденный шедевр конструкторского искусства». И все это заслуженно — при в 3‑4 раза меньшей цене он по летным характеристикам мало в чем уступает тяжелым газотурбинным вертолетам.
Особо стоит отметить феноменальную безопасность, подтвержденную данными статистики, которая, как известно, знает все. Техническое совершенство, логичность конструкции, трехкратный запас прочности и применение только проверенных решений сводят вероятность поломок практически на нет. Специалисты подтвердят — далеко не каждый вертолет способен в случае отказа двигателя не падать, а планировать. В авиации существует даже такое понятие — «качество планирования на авторотации». Оно выражается в цифрах и у «робинсонов» составляет впечатляющие 1:4,7, то есть эти вертолеты могут планировать с выключенным двигателем в режиме вращения несущего винта для подбора удобной посадочной площадки на расстояние до 4,7 км с высоты в 1 км. Во время экстремально жесткой посадки удар принимают на себя и гасят силовые части фюзеляжа и сиденья, специально сконструированные для максимального поглощения удара.
Мир уже не будет прежним
Чтобы научиться управлять легкими самолетами и вертолетами, не нужно оканчивать военную академию — достаточно головы на плечах и уверенности в собственных силах. Да, можно пользоваться услугами профессионального пилота, но это примерно то же, что купить вино и смотреть, как его пьет, нахваливая, сомелье. Поэтому большинство гражданских летчиков предпочитают управлять своими самолетами и вертолетами лично. Все, что для этого требуется — пройти курс теоретического и практического обучения в аэроклубе. В Украине он обойдется в среднем в $ 10‑12 тыс. и займет 200 часов теоретических занятий и 45 — на полеты. Но оно того стоит. Проблема в другом: пилоты уверяют что от «наркотика полета» излечиться уже невозможно. С каждым разом вас будет тянуть в небо все сильней.