Ежегодный международный симпозиум современного искусства «Бирючий 014» к девятому сезону оказался единственной в стране арт-резиденцией столь впечатляющего масштаба: художников из Италии, Германии, России и Украины здесь ожидается более шестидесяти. Плюс дюжина музыкантов «Саунд-лаборатории».
Принятый в мире обычай устраивать художникам, обычно работающим каждый в своей мастерской, длительную совместную пленерную практику во вдохновляющем пейзаже и тут же собирать урожай их работ в каталог, а то и в коллекцию, хорош для всех. Художники съезжаются рисовать, строить инсталляции и вообще все, что в голову взбредет, кураторы — испытывать концепции и проекты, предназначенные к выставочным показам в следующие месяцы, коллекционеры и галеристы — присматриваться к рождению свежих арт-тенденций, прогнозировать рынок искусства и прицениваться к новинкам. Зрителям нравится проводить небольшие каникулы на полуострове в Азовском море, наблюдая, как создаются одновременно десятки и сотни работ.
За десять лет «Бирючий» стал художественной платформой уже для сотни художников со всего мира. В этом году симпозиум впервые собирается дважды. На двухнедельную весеннюю пре-пати автор знаменитых культурно-ландшафтных скульптур Жанна Кадырова приезжала присматриваться и решать, что будет делать в сентябре, и ненароком соорудила веселый бассейн с увековеченным пляжным «грибом», припахав для заливки бетона нескольких коренных жителей полуострова вместе с их мини-трактором. Художник и фотограф Сергей Братков привозил практиковаться, дискутировать и делать совместные работы своих студентов — в результате они задумали долгоиграющий проект «Индивидуальные системы», воплощать который приезжают снова. Среди персон современного искусства нет закоренелых живописцев, но даже те из них, кому обычно не взбредает сварить из арматуры «Большую медведицу» на песчаном пляже, чтобы виднелась на фоне неба даже днем, находят удовольствие в том, чтобы воздвигнуть что‑нибудь этакое. Часовенку «Гуд лак» построили графики и книжные иллюстраторы, с ходу назвавшие себя группой «Сыны моря».
Каждый раз устроители «Бирючего» предлагают общую для всех участников тему. Но именно в нынешнем сезоне попытки придать действу какие‑то внеэстетические смыслы показывают, что связи между художниками выше и сильнее любой злобы дня. Тем не менее готовые работы могут органично войти в ту или иную концепцию других больших арт-проектов: трудно удержаться, например, от истолкования «Сардин» и «Килек», сработанных Жанной Кадыровой и Денисом Рубаном в распилах оставленных на полуострове баллистических ракет: в этих трехметровых «консервных банках» умещается художнический быт наподобие мастерской с картинами, опустошенными тубами от красок и перепачканной рабочей одеждой.
Художники не зря любят подобные пленеры. Тут они целиком погружаются в арт-среду, много работают, говорят о себе, объясняют свои взгляды. Плотность и качество среды «Бирючего» таково, что, к примеру, 25‑летний уникум Никита Кравцов заранее договорился о десятидневной отлучке сюда из парижской резиденции, стажировку в которой получил в награду за предыдущие работы.
Мэтры-индивидуалисты, такие как Олег Тистол, Матвей Вайсберг, ленд-артистка Анна Гидора, реализуют в степном ландшафте полуострова свои собственные проекты. Так же поступает и мастер «наглядной агитации» Андрей Зеленский. Старожил «Бирючего» Владимир Гулич в качестве куратора собирает компанию для проекта «Аллилуйя» (среди его участников — Кадырова, Рубан, Покиданец). Киевляне во главе с куратором Татьяной Гиршун и «идейным движком» в лице Кирилла Проценко воплощают проект «Измена». Большую штуку под названием «Перезагрузка» собираются сработать кураторы Наталья Маценко и Сергей Канцедал, собравшие под свою идею фотографов, инсталляторов, перформансистов, живописцев, скульпторов, медиа-, ленд- и стрит-артистов из Харькова, Львова, Одессы и Киева.
Впервые участвовать в «Бирючем» приглашены специально отобранные Интернациональной сетью художественных резиденций и образовательных программ RESO (Турин) трое итальянских художников с куратором. Интерес итальянской и украинской сторон взаимный: в ноябре трое наших молодых художников вместе с куратором отправятся в туринскую резиденцию в Cittadellarte-Fondazione Pistoletto участвовать в образовательной художественной программе, знаменитой на всю Европу.
Определенно имеет смысл приехать на Бирючий ближе к концу симпозиума, чтобы рассмотреть плоды трехнедельных трудов всех участников. Однако художественная платформа симпозиума уже несколько лет питает творчество также и музыкантов. Ловить сентябрьское вдохновение в акустике, беседах, концентрированном творческом духе собираются диджеи Мишуков, Соколов, Дербаслер, Специалист, Макет, двое их американских коллег и автор редкостно глубоких украинских песен для умной гитары и густого голоса Максим Добровольский. Приехав сюда, вы за два-три дня увидите сразу все то, что потом будет год осваиваться парой десятков музейных проектов и разъезжаться по частным собраниям. Поймете, почему коллекционеры и галеристы трясутся над каждой свежесделанной работой этих художников и даже над теми, которые пока только в замысле. А также откроете для себя новый вид краткосрочного отдыха — в свободолюбивом художническом оазисе.
Запорожская область, полуостров Бирючий
3‑19 сентября