За четыре дня на трех сценах Koktebel Jazz Festival выступят сорок команд, и это еще не все
О переезде главного джазового фестиваля страны из Коктебеля в Затоку объявили еще весной. Голосование за участников лайн-апа длилось с июня — в результате на вечерней Nu Stage, главной из трех площадок, выступят пять украинских команд, три британские, одна американско-испанская, две молдавские и сербская. Также опубликован список выступающих на Open Stage, которая работает днем. Чистого джаза в этом всем с каждым годом все меньше, однако музыка в целом хороша, а подчас и очень хороша.
Никоим образом не нуждаются в представлении «Друга ріка», забирающая все круче Джамала и триумфальный квартет «Дахабраха», только что вернувшийся с гастролей в Америке и Мексике и узнаваемый настолько, что, например, бренд веселой и насквозь оригинальный одежды «Мокша» теперь шьет мохнатые квадратные шапки фасона «Дахабрахівка», что выткано прямо на тесемчатой бирке. Все три «Д» выступают в первый же день KJF, а 13 сентября приветствуйте наших We Are!! и «Вагоновожатых».
We Are!! — трое засекреченных харьковских пацанов, играющих четыре года в меру позитивный, иногда чуть тяжеловатый брит-поп и записавших дебютный альбом под руководством британского саунд-продюсера Энди Томпсона. Солист с гитарой, басист на пятиструнке и барабанщик готовят к выходу второй альбом, для которого только что записали заводную песню «Львів та Харків», грозящую стать всенародным хитом. А вот «Вагоновожатым» всего‑то чуть больше года, зато сами они — матерые человечищи: экс-«ИДМГ» Антон Слепаков (автор иронических песен), экс-«Lюк» Валентин Панюта (обработка в electro, IDM и leftfield) и Станислав Иващенко (барабанщик группы DOK). Они уже издали два миньона — «Сгруппироваться» и «Без трамваев», а на KJF обкатают полновесную концертную программу.
Во второй день фестиваля британцы Belleruche и Get The Blessing готовят выход элегической межконтинентальной инди-команды Brazzaville, ставшей чуть ли не обязательным явлением каждого KJF. Их сентиментальность — в лос-анджелесском блюзе и португальской «припыленности» чувств, в проникновенном вокале Дэвида Брауна под аккомпанемент жалобного пианино, гарцующего хаммонда, бодрых гитар, скулящего аккордеона и очаровательно поддакивающих дудок. Все это есть и в песнях их одиннадцатого альбома — прошлогоднего «Morro Bay».
Однако главная британская гостья Затоки — Надин Шах, поющая по‑французски дочь пакистанки и норвежца, обладательница гипнотически сильного, одновременно напевного и хриплого голоса, умелица нагнать мрачняка. Появилась в 2012‑м и уже записала два альбома под присмотром Бена Хиллера, который работал с Depeche Mode. Большинство ее песен умещаются в два аккорда (минорный и еще более минорный) или в один аккорд и три ноты мелодии — но врезаются в память как сверло.
А гармонические изыски и молодецкая удаль оставлены на последний день фестиваля. Играют Zdob Si Zdub из Кишинева, которых открыл широкой украинской публике почти десять лет назад именно Koktebel Jazz Festival, и их земляки Сulibul («Гнездо»). У этой команды столь же внушительный стаж, непростая биография, русскоязычные тексты в духе агузаровского и хавтановского «Браво», приятный налет буржуазности и парный вокал: дуэт яркого мужского голоса и щебечуще-нежного женского.
За финал же отвечает духовой бэнд Boban Marković Orchestra, играющий аутентичную музыку Южной Сербии. Славу и многочисленные призы ансамбль приобрел на форумах этнической и джазовой музыки от Португалии и Турции до Канады, а популярность — фигурируя в фильме Эмира Кустурицы «Underground» (1995).
Нужно надеяться, что слушательского азарта хватит также на шестнадцать концертов Open Stage и отдельную программу Special Stage, но приберегите силы для изысканных вечеров «выездной» Волошинской сцены Koktebel Jazz Festival — она откроется в Киеве 19 сентября.
Koktebel Jazz Festival
Одесская область, Белгород-Днестровский, Затока
11‑14 сентября