Олег Скрипка продвигает новое звучание «Воплей Видоплясова» и собирает джаз-оркестр, чтобы дать второе дыхание жанру кабаре.
Артемий Троицкий назвал «Вопли Видоплясова» «непревзойденным эталоном живо-концертного восточнославянского рок-бэнда». На этом, в принципе, можно было бы и закончить, потому что, как говорили древние, «сапиенти сат», и вообще — кто у нас не знает Скрипку и его ансамбль? Любители альтернативы хорошо помнят ранний панковый период ВВ (с песнями про мух и апокалипсис, скрипучими бутлегами вместо альбомов и обводкой из черной ваксы вокруг глаз), а массовый слушатель с теплотой вспоминает пост-эмигрантский поп-роковый всплеск группы (с «Весной», «Танцами», «Днем рождения» и выступлениями Олега на новогодних огоньках по ТВ); вынесенная волной 1990‑х на большую сцену эстетика «театрализованного постпанка, похожего на оживший сумасшедший дом с украинским сельским уклоном» могла как привлекать, так и ужасать неискушенных слушателей, но равнодушным не оставляла никого.
Несмотря на отсутствие музыкального образования у участников коллектива, за 28 лет Скрипка сотоварищи успели многое: ввели моду на этно, заработали статус ветеранов украинского рока, сделали себе имя в России и Европе, играли для израильтян, американцев, канадцев, якутов… И то, что с какого‑то момента они почивают на лаврах, для порядка выпуская по синглу в год, вещь понятная и вполне закономерная. Ну правда же: после того как твой диск побывал на орбите вместе с первым украинским космонавтом, непонятно, о чем еще можно мечтать. А зритель, пиши или не пиши новые песни, все равно придет на концерт, чтобы попрыгать под «Танці».
Чтобы стало ясно, что ВВ не стоит на месте, фанатам пришлось потерпеть в ожидании выпуска нового альбома (первого с 2006‑го ) «Чудовий світ». Появившись на свет осенью прошлого года, он был одними расценен как провал, другими как зрелая взвешенная работа. Слишком серьезный для масс, недостаточно дикий для «олдовых» любителей брейк-данса с акордеоном наперевес, стиль пластинки был наречен Скрипкой «бархатным симфо-панком». Новый лонгплей можно описать расхожей формулировкой «same-same but not same»: с одной стороны — традиционное наличие в трек-листе фольклорных хитов, кавер-версий и вытащенных из архива древних песен ВВ, с другой — звук сделался академичней, напор спокойней, даже вокальная манера Скрипки претерпела изменения. «Я стал не таким импульсивным, но, надеюсь, сохранил энергию», — прокомментировал пластинку фронтмен. Песенную подборку можно обвинить в некоторой неровности (рок смешан с панком, рок-н-ролл — с дабом, украинская этника — с восточной, лирика с приплясами, а между треками вставлены стихи), но аранжирована и сыграна она безукоризненно — недаром работа над альбомом кипела в разных студиях целых два года. Чтобы в итоге воспроизвести все это эклектичное богатство вживую на сцене, квартет приходится надстраивать семью приглашенными музыкантами и симфоническим оркестром.
Сам Скрипка не считает себя ни альтернативщиком, ни попсовиком. «Времена меняются, и музыка ВВ, конечно, тоже, — говорит он. — Альтернатива, которая варится в своем соку, в финале приводит к разочарованию. С другой стороны, сугубо попсовые слушатели, которые ВВ воспринимают в виде «ах, какие прикольные парни и у них такие прикольные клипы» — это случайные люди, которые не вкуривают вообще. Не имеет смысла для них играть». Иначе говоря, если вы проходите между Харибдой и Сциллой этих двух слушательских полюсов и слушаете ВВ не только из ностальгии, эволюция группы должна вас порадовать.
О своих сторонних проектах Олег тоже не забывает. Он уже занимался много чем: выпускал сольные альбомы, выступал с Лесем Подервянским, устраивал «етно-диско вечорницi»… А теперь фронтмен «Воплей Видоплясова» продвигает формат «ретро-джаз-кабаре», готовясь в октябре презентовать музыкальную программу на стыке украинской лирической песни, французского шансона и классического рок-н-ролла. Джаз-оркестр «Забава», собранный им из лучших украинских джаз- и рок-виртуозов, будет исполнять в грядущем туре песни из Скрипкиного сольника «Жоржина», мировые шлягеры типа «Hotel California» и самые известные хиты ВВ в неожиданных ретро-обработках. Цель музыканта — «попытаться возродить жанр кабаре при помощи современных музыкальных форм». Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Киев, Carribean Club
19 сентября, 20:00