Пионер бристольского трип-хопа Tricky научился самодисциплине, открыл собственный лейбл и едет в Украину со свежевыпущенным клубным альбомом имени себя.
Прошлого лонгплея Tricky поклонники ждали три года. Диск увидел свет в 2013‑м, а уже в этом сентябре шустрый квартерон выложил на прилавки новый, десятый по счету студийный альбом. Проживший две декады в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Париже и сейчас снова осевший в родной Великобритании Tricky связывает творческий всплеск с запуском собственного лейбла, названного так же, как и его прошлогодняя пластинка — «False Idols». «Теперь у меня есть лейбл и есть свобода, — комментирует он. — Для артиста это важнее всего: если ты свободен, ты работаешь продуктивно».
Альбом «False Idols» подавался как возвращение Tricky к истокам, но на деле работал в качестве такового, лишь если хорошенько напрячь воображение. Бристолец не пытался повторить успех дебютной хитовой пластинки «Maxinquaye», носившей имя его матери. От своих ранних работ он взял только общее настроение, приложив к нему накопленный опыт. Десятый альбом называется «Adrian Thaws» — так же, как и у дебютного диска, его заголовок эпонимичен, только теперь Tricky не стал заимствовать имена у родственников, а воспользовался своим собственным (Эдрианом Тоусом его зовут по паспорту). Запуская в проигрывателе первый трек, может быть, впору ждать теперь уже настоящего «взрыва из прошлого»? И да и нет. Сам автор считает новую пластинку, записанную в его домашней лондонской студии, «наименее интроспективной» — копаться в себе он даже не думал, а имя на обложку поместил в порядке издевки. «Называя так альбом, я лишь хотел сказать, что вы меня на самом деле совсем не знаете, — пояснил музыкант в пресс-релизе. — Уже много раз люди пытались угадать мой следующий шаг, но новый альбом каждый раз уводил их на совсем новую территорию».
И все же корни пластинки «Adrian Thaws» растут из его прошлого. «Я больше не хожу по клубам, потому что диджеи стали суперзвездами, — морщится Эдриан. — Клубы сейчас стоят на алкоголе и наркотиках. Когда я был пацаном, туда шли чисто ради музыки. Не ради суперзвездного диджея. Такого не было, чтобы от диджеев ожидали чего‑то определенного. Они играли что угодно, если оно было качественным. А сейчас диджеи играют ровно то, чего от них ждут. В годы моей юности от них еще можно было узнать что‑нибудь новое. Сейчас они зажрались, им дико переплачивают за их труд и в музыке они больше не разбираются. По-моему, это полная лажа».
Именно клубникам, забывшим все хорошее, свою новую пластинку Tricky адресует в первую очередь: «Я этот альбом определяю для себя как клубный и хип-хоповый. Мне лишь несколько раз доводилось слышать свою музыку в клубах, но вообще‑то я клубной культуре не чужд, варился в ней с 14 лет. Было все: блюз-пати, хип-хоп, рейвы... И хотя мое имя с клубной музыкой связывать не принято, все же несколько соответствующих треков на новом альбоме припасено. Во всяком случае я себе так представляю клубную музыку».
И в самом деле — эта пластинка не для тихого прослушивания. В стилистическом плане Tricky, застывший на обложке в облаке конопляного дыма, фирменно эклектичен: хип-хоп, рок, синти-поп, хаус, джаз, блюз, регги — чего тут только не нароешь. Есть треки медитативные, есть по‑настоящему агрессивные. Немного каверов, немного политики плюс пачка новых вокалистов: американский хип-хоповый трансвестит Микки Бланко, германо-нигерийская певица Ннека, англичанка Тирза и другие небезынтересные личности, в список которых попала и дочь самого Tricky Мэйзи, выступающая под псевдонимом Silver Tongue. Из прежних коллаборантов на пластинке отметилась ирландка Франческа Белмонт.
«Новый альбом лучше, чем „False Idols“, — считает музыкант. — Но это ведь нормально — расти над собой». Свежую программу он привезет в Киев с пылу с жару, всего через три недели после появления в продаже диска «Adrian Thaws». Объехав Европу, Tricky намерен снова засесть в студии: в ближайших планах у него релиз дебютного лонгплея Франчески Белмонт и собственной пластинки каверов. По словам Эдриана, раньше ему вечно не хватало самодисциплины, но теперь с этим покончено. «Музыку делать легко, — повторяет Тоус как мантру. — Так что пускай знакомые музыканты не рассказывают вам о своей исключительности. Для творчества не нужен ни талант, ни эрудиция, ни гениальность!»
24 сентября — Минск, Prime Hall
26 сентября — Киев, Зеленый театр