360 дней в году полуостров Монтерей — настоящий райский уголок в Калифорнии с живописными пляжами и укромными бухтами. Именно здесь когда‑то Р. Л. Стивенсон писал «Остров сокровищ». Но во время проведения Pebble Beach Concours d’Elegance Монтерей превращается в парковку сильно подержанных автомобилей в приличном состоянии. Каждый из них стоит буквально состояние — средняя цена конкурсантов превышает $ 1 млн.
В XVII веке — во времена Марии Медичи и Людовика XIV — парижская мода исполнила крутое пике, став нарочито откровенной и вызывающе роскошной. Для придворной знати и прочей аристократии очередным способом меряться богатствами стали «конкурсы элегантности». Сначала по праздникам, а затем и просто в выходные дни в парках Версаля и Парижа стали проходить парады-дефиле конных экипажей. Спустя века кареты сменили автомобили, «конкуры» стали проводить много реже и исключительно по поводу — в паре с Парижским автосалоном, с гонками на соседней трассе Лина — Монлери или в связи с какими‑нибудь важными для французов датами.
Сегодня подобных фестивалей с участием старинных автомобилей по всему миру проводится множество, но самое масштабное — в Пеббл-Бич. Калифорнийщина переняла моду на ретроклассику в 1950 году, когда научилась понимать разницу между старыми автомобилями и старинными. С тех пор каждый год Монтерей, и без того средоточие достатка, превращается в кунсткамеру роскоши и изящества. Официально все это именуется Monterey Autoweek и включает в себя множество мероприятий. Тут и пробег под кипарисами Tour d’Elegance, и полноценные гонки Monterey Motorsports Reunion на соседней трассе «Сухая Балка», и тематические парады (автомобили отдельных марок или связанные с великими конструкторами, пилотами и даже соревнованиями), выставка коллекционных моделей Automobilia Monterey, арт-дефиле Auto Retro. И сразу пять аукционов — в США без этого никак нельзя. «Апофигей» уикенда — собственно Pebble Beach Concours d’Elegance, проходящий возле 18‑й лунки знаменитого кармельского поля для гольфа. Именно там объявляют победителей и проводят церемонию награждения.
Чужие здесь не ходят
В рамках самого PBCE проводится VIP-мероприятие The Quail, количество посетителей которого ограничено тремя тысячами человек. И это самый настоящий пир на весь мир — отельные и ресторанные сети, а также производители стейков, икры, сыров и игристых вин выставляют свои лавки с единственной целью — закормить посетителей, как полтавская бабушка приехавшего на каникулы внука. Здесь можно отведать блюда калифорнийской, техасской, мексиканской, французской и итальянской кухонь — все в неограниченных количествах. На сегодняшний день это мероприятие настолько востребовано, что самые дорогие, 600‑долларовые билеты на PBCE (обычные стоят $ 275‑300) выкупаются спекулянтами и перепродаются на Ebay по $ 2 тыс. Попасть сюда — такой же обязательный ритуал для американского бомонда, как посещение церемонии вручения «Оскара» или финала Мировой серии по бейсболу. Только здесь можно увидеть в одной очереди за бесплатной едой Арнольда Шварценеггера и Ральфа Лорена — в Пеббл-Бич съезжаются самые маститые коллекционеры мира чтобы себя показать и у других подсмотреть. Впрочем, съезжаются — не совсем точное слово. Победа в конкурсе поднимает эстимейт автомобиля-участника в среднем на 20 %, поэтому с авто в буквальном смысле сдувают пылинки. На пенсии такие ретрокары куда чаще летают спецрейсами и ездят в кунгах, чем самостоятельно «наматывают мили на кардан». Но бывают и исключения вроде парада девятилетней давности, когда три десятка хозяев антикварных Alfa Romeo собрались в Сиэтле и преодолели 2,5 тыс. км до Калифорнии своим ходом.
Победителей судят
Если коллекционеры — сплошь владельцы заводов, газет, пароходов, то в жюри заседают те, кто к акулам бизнеса прямого отношения не имеют, но являются для собирателей непререкаемыми авторитетами. В первую очередь это дизайнеры и конструкторы с мировым именем —Гордон Марри, Крис Бэнгл, Майкл Мауэр, Широ Накамура плюс легендарные пилоты прошлого вроде сэра Стирлинга Мосса и сэра Джекки Стюарта. Иногда их выбор удивляет даже экспертов-всезнаек. Например, пару лет назад победителем был назван сумрачный гений немецких автобанов Mercedes-Benz 680S Torpedo. Самые осторожные объясняли победу автомобиля со столь сдержанной внешностью новым трендом, индикатором будущих коллекционных вкусов. Но нынешний триумфатор и вовсе вырвался за рамки прогнозов. Из 228 превосходно отреставрированных автораритетов — на «конкурах» больше всего ценятся редкость плюс безупречное внешнее и техническое состояние — высокое жюри выбрало Ferrari 375 MM Scaglietti Coupe 1954 года. Во-первых, никогда до того американцы не отдавали главный приз автомобилям этой марки. Ибо те появились после войны, в то время как в Пеббл-Бич выигрывали исключительно довоенные авто. Во-вторых, 375 MM — автомобиль спортивный до мозга костей (их продавали в частный сектор исключительно чтобы финансировать гоночные программы), в то время как 63 предыдущих победителя были моделями дорожными. В-третьих, модель не совсем аутентична: изначально она не имела крыши и называлась 375 MM Spyder Farina и была собрана по заказу Роберто Росселини для Ингрид Бергманн. Но супруга режиссера опасалась самостоятельно выезжать на столь ретивом скакуне и в серьезное ДТП попал именно Росселини. И если технику в Маранелло восстановить смогли, то кузов ушел под списание. Трудно понять почему Энцо Феррари порекомендовал передать подранка не обратно в Farina, а в никогда до того не сотрудничавшее с Ferrari кузовное ателье Carrozzeria Scaglietti. В результате получился самый нетипичный Ferrari 1950‑х, выдержанный в стилистике… Mercedes-Benz 300SL, главного конкурента Ferrari по гоночным трассам того времени.
Маранелльской марке принадлежит еще одно достижение нынешнего PBCE: купе 250 GTO Berlinetta 1962 года стало самым дорогим из проданных лотов в истории «конкура» PBCE. Анонимный покупатель выложил за 19‑й из 39 экземпляров серии $ 38,115 млн. Это самая дорогая цена, которую платили за Ferrari, в частности, и за ушедшие с молотка автомобили вообще.
Что в имени твоем?
Впрочем, сегодня Pebble Beach Concours dElegance — это не только конкурс старины, но и площадка для громких премьер. Самые престижные бренды с удовольствием приберегают для PBCE особые новинки — за последние десять лет здесь дебютировало с полсотни концептов и серийных автомобилей. В этом году в Пеббл-Бич «проставились» Aston Martin, Bentley, BMW, Bugatti, JLR, McLaren и Rolls-Royce. Причем все чаше компании делают именные версии своих автомобилей, посвященных конкурсу.
Так, баварцы не просто презентовали на важнейшем для них рынке гибридный спорткар i8, но и привезли в Пеббл-Бич его особую версию Concours d’Elegance Edition. Технически это тот же двухдверный спорткар с умопомрачительной внешностью и ценником $ 135,7 тыс. Авто приводится в движение 3‑цилиндровым турбомотором (1500 куб. см, 231 л. с.) и 131‑сильным электродвигателем, разгоняясь до первой «сотни» за 4,4 секунды и развивая традиционные для немецких машин 250 км / ч. Но дьявол кроется в деталях: специально для первого американского i8-конкурса кудесники из подразделения BMW Individual подобрали особый серо-ледяной цвет Frozen Grey Metallic и тончайшей выделки кожу цвета Dalbergia Brown с голубой декоративной строчкой. Помимо лазерных фар (остальным i8 они будут доступны опционально) немцы также выгравировали на порогах, разумеется лазером, надписи Concours d’Elegance Edition плюс выпекли из углепластика под хитрую форму багажника набор дорожных чемоданов. И единственный в своем роде i8 при эстимейте в $ 200 тыс. ушел с молотка за $ 825 тыс.
Люди-легенды
Bugatti, продолжающий тиражировать одну и ту же модель гиперкара на протяжении вот уже десяти лет, привез в Калифорнию модель «1 of 1», которой завершил серии Veyron Legend. Построенная на базе Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse, «единичка» посвящена самому основателю компании Этторе Бугатти и вдохновлена его любимыми моделями — Type 41 Royale, Type 44 и Type 55. Под углепластиковым кузовом все по прежнему: четырехтурбинный W16 (7993 куб. см, 1200 л. с., 1500 Нм) легко зашвыривает купе до первой «сотни» за 2,6 секунды и перестает разгоняться лишь по достижении 430 км / ч. Цена, как это обычно бывает с единичными экземплярами, — по запросу.
Cayenne-killer
В мае у концерна Jaguar Land Rover появилось новое профильное отделение с широчайшим набором функций и задач — Special Vehicles Operations. И отныне наиболее капризные клиенты будут отправляться не к «самоделкиным», которые стаями кружат вокруг компании в надежде заработать на индивидуальных заказах, а к своим же — в то самое SVO, где постараются реализовать самые смелые фантазии по дооснащению «лендроверов», «лейнджроверов» и «ягуаров». Вторым, но не менее важным делом SVO станет реставрация богатейшего наследия обоих брендов. И, наконец, третьим направлением отделения станет создание лимитированных и топовых версий серийных Jaguar и Range Rover. Занимается этим нужным делом команда из 150 конструкторов и инженеров во главе с Полом Ньюсомом, уже вписавшим свое имя в пантеон автомобильной славы такими суперкарами, как Jaguar C‑X75 и Nissan GT-R Nismo. На сегодня Sport SVR — самый мощный из всех внедорожников Range Rover и первая из трех запланированных SVO спецверсий для этого бренда. Автолюбители наверняка уже слышали о нем — SVR наделал немало шуму на «Нюрбургринге», проехав «Северную петлю» за 08:14, то есть на 9 секунд быстрее BMW X6 M. Каким образом? Первым делом команда Ньюсома основательно перетряхнула самый производительный из плеяды рейджевских V8. В результате с пяти литров рабочего объема вместо штатных 510 л. с. и 625 Нм собрали все 550 л. с. и 680 Нм. Разумеется, столь значительная прибавка силовых характеристик потянула за собой множество переделок и апгрейдов. Потребовалось оптимизировать аэродинамику для достижения большей прижимной силы, установить более мощные тормозные механизмы, победить увеличившиеся крены перенастройкой пневмоподвески, модернизировать систему полного привода. Плюс кардинально перепрограммировать электронику, управляющую переключениями 8‑ступенчатой АКП — теперь передачи меняются вдвое быстрее. В результате динамические характеристики самого аристократического из внедорожников оказались сравнимы со спорткаровскими: до 100 км / ч за 4,6 секунды и максимальные 260 км / ч. По словам Ньюсома, SVR свободно преодолевает 300‑километровый рубеж, но из‑за отсутствия подходящих для таких скоростей покрышек «максималку»пришлось ограничить с помощью электроники. Цена в США стартует от $ 110,5 тыс., то есть дешевле самого пустого Range Rover на нашем рынке.
Большая разница
А вот главный самый шоутоппер PBCE — Renovo Coupe — у нас никогда не появится. И потому, что формат электрического суперкара в Украине не поймут, и потому, что об этой марке никто ничего не знает. Как и о культовом в США 1960‑х купе Shelby CSX9000 Daytona, служившим источником вдохновенья при разработке Coupe. Да и максимальная скорость в 193 км / ч при впечатляющих 560 л. с., 1356 Нм и 3,4 секундах разгона до «сотни» не впечатляет. Не говоря уже про смехотворную автономность суперкара (до 160 км) при ценнике, начинающимся с отметки $ 529 тыс. Первый полностью электрический американский суперкар приводится в движение сразу двумя электромоторами, причем оба расположены под капотом и приводят заднюю ось. Из-за их тяжести масса купе так же впечатляет — 3250 кг. При наличии специального зарядного устройства подзарядка займет лишь полчаса, а вот при стандартной розетке процесс растянется на пять часов. Уже собрана половина из ста заказов, которые гарантируют марке безубыточное производство — в помешанной на электрокарах и классических автомобилях Калифорнии возможно буквально все.