Что вы знаете про сеть АЗС lotos? Вот и мы находились в неведении, пока не приняли приглашение компании, зеленой не только в плане возраста. И совершили на двух (с бензиновым и дизельным двигателями) VW Tiguan марш-бросок в Одесскую область - именно там находятся основные активы группы компаний, еще вчера никому не известной, а сегодня оперирующей уже 145 заправками и 11 нефтебазами.
Безумству храбрых поем мы песню. Худшего времени для выхода на рынок розничной торговли топливом, казалось бы, не придумать. Сегодня его лихорадит, как никогда за всю историю независимой Украины. Одни сети АЗС уходят, другие впадают в летаргический сон, третьи с помощью ребрендинга пытаются вернуть клиентов. И все без исключения испытывают жесткую критику прессы и повышенное внимание со стороны антимонопольного и профильных комитетов из‑за необоснованного роста цен. Появление в подобных условиях абсолютно новой автозаправочной сети, тем более полностью отечественной, — явление приятное вдвойне.
Только в Одессе и области есть такие уникальные явления, как заасфальтированное бездорожье вроде Люстдорфской дороги. Главный же талант VW Tiguan — мимикрия, способность подстраиваться под абсолютно разные условия и ситуации. Кроме того, кроссовер идеально подходил для спарринга: lotos обещал сюрприз в виде нового, фирменного сорта топлива — причем как для бензиновых, так и для дизельных моторов. А найти сегодня в пресс-парках два автомобиля одной модели, различающихся только типом мотора — почти утопия. Кризис…
В феврале под управление группы компаний lotos перешла сеть ООО «Веста-Сервис», принадлежавшая одному из крупнейших перевозчиков Одессы Сурену Сардаряну. У его компании был приличный послужной список — она вышла на рынок нефтепродуктов еще в 1998 году и на момент сделки с lotos эксплуатировала 13 нефтебаз, 172 станции (в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Закарпатской, Киевской, Кировоградской, Николаевской, Одесской, Херсонской, Хмельницкой областях и в Крыму) плюс сеть магазинов и кафе.
Но последние три года у «Весты» никак не получалось выйти на запланированные показатели реализации, сеть испытывала серьезные финансовые проблемы: по инсайдерской информации, ее наиболее ценные активы были заложены в банках-кредиторах. По итогам прошлого года наличные продажи составили около 0,8 т / сут. — самый низкий результат среди крупнейших сетевых розничных операторов Украины.
Свет в конце тоннеля появился еще в 2013‑м: благодаря антикризисным мерам (Сардарян пригласил команду топ-менеджеров во главе с Николаем Даньшиным) сеть продемонстрировала небольшой реализационный рост. Теперь же Даньшин, поставивший на ноги ГК «Золотой гепард» и возглавлявший его вплоть до поглощения в 2007 году консорциумом ТНК-ВР, поведет вперед ООО «Лотос-Энергия».
За человеческие ресурсы в компании отвечает Лариса Суханова, до того руководившая HR-направлением в сети ресторанов Mafia и в том же «Золотом гепарде». За маркетинг — Людмила Мищенко, а за связи с общественностью — Ольга Мусякевич, также ранее занимавшие ответственные должности в «Мафии». Работа у них тяжелая — «Веста» оставила после себя тяжелое наследие в виде запущенных АЗС с низким кредитом доверия, случайным ассортиментом товаров и немотивированными сотрудниками.
Завтра сегодня
По словам директора по розничным продажам группы компаний lotos Сергея Чмуленко, задача новой команды — обеспечить качественный сервис и приток новых клиентов. У компании все для этого есть. Первый новый (а не ребрендированный) комплекс, открывшийся в Одессе, предлагает, кроме собственно топлива (14 постов), весь спектр услуг, привычный по другим сетям: магазин сопутствующих товаров, кафе авторской кухни и зоны для отдыха и работы. В последних помимо Wi-Fi доступа будут возможности подзарядить гаджеты, распечатать или отсканировать необходимые документы и т. д. На стадии тестового запуска — программа лояльности, которая позволит экономить на заправке внутри сети и участвовать в розыгрышах ценных призов.
Путь к сердцу клиентов сеть решила проторить с помощью собственной рецептуры бургеров BeanGo, которые, судя по фестивалям уличной еды, получили в Украине второй шанс. Помимо приготовленных на гриле фирменных бургеров (по весьма демократичным ценам — 13‑30 грн), в гастрономическом отделе можно заказать свежеприготовленные салаты, кофе и выпечку. Похоже, что lotos ввязывается и в кофейную междоусобицу, развязанную сетями «Сокар» и «ОККО» и вырабатывающую у водителей привычку заезжать на АЗС не когда нужно заправиться, а чтобы выпить эспрессо. Недаром же все больше приличных автомобилей вроде Tiguan оснащают системами предупреждения об усталости водителя, пиктограммами, намекающими, что пора сделать coffee break. А в дальней дороге лучше быть начеку.
Ибо Tiguan в буквальном смысле расслабляет: обилие всезнающей и дружелюбной электроники создает иллюзорное ощущение, что кроссовер делает все за тебя: включает дворники, переключает дальний свет на ближний и обратно, поддерживает заданную скорость и безопасное расстояние. Особенно притупляет внимание система удержания в полосе — электроника сама оценивает, насколько точно автомобиль держится своей полосы и, если нужно, слегка подруливает. А при выходе из полосы предупреждает сигналом. Тишайший дизель с размеренным бархатистым рокотом кошки, сглатывающая мелкие неровности и огрехи подвеска, приличная для класса компакт-кроссоверов шумоизоляция создают иллюзию передвижения с законопослушной скоростью. Но глянешь на спидометр, а там вместо легитимных 120 км / ч — однозначные 600 грн штрафа.
У нас самообслуживание
В более отдаленные планы сети входит реализация программы «холодных» АЗС, которые будут интегрированы в инфраструктуру супермаркетов. Подобные колонки достаточно распространены в крупных городах Европы и Азии и, помимо удобства расположения, отличаются полной автоматизацией. То есть на них не будет ни обслуживающего персонала, ни сопутствующих товаров. За счет этого прайс обещает быть несколько меньше, чем на привычных АЗС.
И все же главное на заправках — топливо. У lotos есть все, чтобы обеспечить полный цикл доставки нефтепродуктов от НПЗ до конечного покупателя на фирменной АЗС: парк из 35 бензовозов, 140 АЗС и 11 нефтебаз. В ассортименте четыре сорта бензина, дизтопливо, пропан-бутан и метан. Сжиженный газ поступает из полтавского месторождения, все остальное импортируется из Румынии (Rompetrol) и Беларуси (Мозырский НПЗ).
Еще одним поводом для нашего визита стала возможность испытать новый сорт топлива. Как и всякая уважающая себя сеть АЗС, lotos разработал фирменные марки бензина и дизтоплива (Evox 95 и Evox ДТ). При их производстве применяется присадка, которая, по выкладкам разработчиков, позволяет снизить расход топлива и выбросы СО2, защитить двигатель от образования нагара и тем самым увеличить его ресурс.
Увы, однозначно ответить, снизился ли расход на обещанные 3,5 % не представляется возможным. Для таких замеров нужна специальная аппаратура, два абсолютно одинаковых автомобиля и закрытый полигон. Однозначно можно сказать, что за время поездки (1108 км) топливо ни разу о себе не напомнило, а это и есть главное подтверждение его качества. Средний расход бензиновой версии составил 7,2 л / 100 км, а дизельной — 6,4 / 100 км. В этом отношении у Evox много общего с Volkswagen Tiguan, который так же является образцом рациональности. Он сдержан и внешне, и характером, одинаково подойдет и мужчинам и женщинам, начинающим и искушенным, то есть тем, кому уже не нужно ничего доказывать себе и окружающим. Кроссовер не провоцирует на быструю езду и тем более не тянет испытать его бездорожьем.
Далее — везде
19 августа «Лотос-Энергия» объявила о том, что арендовала автозаправочные станции у сети «Авиаком», три из которых расположены в Киеве. «К концу года мы откроем еще как минимум три комплекса», — объяснил стратегию Чмуленко. — А в более отдаленных планах компании — привести к фирменным стандартам сотню АЗС по всей Украине. Окончание процесса реконструкции и ввода в эксплуатацию АЗК нового поколения запланировано на 2016 год». 29 августа под Глевахой открылся первый фирменный комплекс сети в Киевской области. И, похоже, от прихода нового игрока выиграют все.
VOLKSWAGEN 2.0TDI 4MOTION
Двигатель — 4-цилиндровый дизельный с турбонаддувом и непосредственным впрыском
Рабочий объем — 1968 куб. см
Мощность — 140 / 4200 л. с. при об. / мин.
Момент — 320 / 1750-2500 Н·м при об. / мин.
Привод — постоянный полный
Коробка передач — 6-ступенчатая, автомат
Тормоза (передн. / задн.) — диск. вент. / диск.
Подвеска (передн. / задн.) — незав. / незав.
Длина / ширина / высота — 4433 / 1809 / 1703 мм
Покрышки (передн. / задн.) — Michelin Latitude 235.55 R17
Масса снаряженная / полная — 1675 / 2260 кг
Максимальная скорость — 182 км / ч
Разгон до 100 км / ч — 10,7 сек.
Расход топлива средний — 6,9 л / 100 км
Цена тестируемого автомобиля — 356,4 тыс. грн
Конкуренты: Ford Kuga, Hyundai ix35, Jeep Compass, Honda CR-V, Mazda CX-5, Toyota RAV4