Олег Костров возродил популярный проект 90‑х «Нож для фрау Мюллер» и на волнах ностальгии несется к украинским слушателям
15 лет назад стиль easy listening был на постсоветском пространстве «музыкой для кафетериев»: мелодии без слов считались неполноценными и не имели шансов попасть на радио. Группа «Нож для фрау Мюллер» переломила ситуацию: когда их «Лучшая девушка в СССР» зазвучала из каждого утюга, слушателям стало вдруг очевидно, что можно, оказывается, и вот так — жить в разных городах, а куски написанных мелодий пересылать друг другу по имэйлу, пока не сложится песенка. Выходить на сцену с гитарой и синтезатором, а остальные инструменты запускать с мини-диска. Сэмплировать мелодии из старых кинофильмов, мешать Линду Скотт с Диной Верни, а Чайковского с Шостаковичем. Набивать саундтрек смешными звяками и скрипами, поверх которых пускать заунывный стон терменвокса. Подменять пение издевательским хохотом, а клипы делать из журнальных вырезок…
Вообще‑то группа, основанная жителем Петербурга Олегом Гитаркиным (Фомченковым) в последний год существования СССР, изначально рубила панк. Были выпущены три альбома, в которых смешались элементы хардкора, грайнд-кора, панк-рока и сайкобилли. Но в 1993‑м к коллективу присоединился клавишник из Москвы Олег Костров (Подковеров), и «Ножи» мутировали до неузнаваемости, став легким электронным проектом. Первые пластинки, на которых два Олега учились сэмплировать голоса Цары Леандер, Марлен Дитрих и Клавдии Шульженко, выходили на кассетах мизерными тиражами, поэтому до конца 90‑х группы как будто не существовало. Зато потом, когда творчество Олегов стали крутить по MTV, резко возник спрос, и один за другим вышли четыре совершенно волшебных лонгплея — воздушных, искрящихся, веселых, напоминающих саундтреки к каким‑то безумным ретромультфильмам. По сути, Гитаркин и Костров положили начало моде на ретрофутуризм, пробушевавшей все нулевые годы. «Мы играем танцевальную футуристическую музыку, — рассказывал Гитаркин. — Причем достаточно издевательскую». «Простые и запоминающиеся мелодии, вбиваемые в ваш мозг», — резюмировал Костров.
Олеги удачно дополняли друга друга: это был тот случай, когда целое больше, чем сумма его частей. Но с годами взгляды компаньонов стали дрейфовать в разные стороны: Гитаркин хотел почаще вставлять в мелодии гитару и вообще тяготел к утяжелению, отвечавший за «легкость» Костров сопротивлялся. Какое‑то время основатель группы терпел это, и даже завел параллельный проект Messer Chups, под маркой которого издавал все, что не лезло в концепцию «Ножей», но к 2005 году устал от перетягивания одеяла и решил поставить точку в надокучившем сотрудничестве. Выпустив напоследок альбом ремиксов на лучшие номера «Ножей», Олеги разошлись: Костров — попытать счастья с рассчитанным на клубы синтипоп-проектом Supersonic Future, Гитаркин же полностью переключился на Messer Chups, переориентировал группу на гитарный серф и за несколько лет сделал ее одним из самых востребованных на Западе российских коллективов. Параллельно он пытался в одиночку заниматься «Ножом», но запала хватило лишь на пару пластинок (в 2006‑м и 2008‑м).
У Кострова с Supersonic Future не задалось: вокалистка проекта взяла моду сбегать с концертов, а потом ушла в декретный отпуск, откуда обратно ее уже не дождались. Олег не то чтобы скучал: выпустил несколько сольных альбомов, писал музыку для модных показов, театра и кино, работал в рекламе… Но прошлое не давало ему покоя: ведь, по мнению композитора, именно он сочинил лучшие вещи из репертуара «Ножей», и основатель группы не имел права присваивать себе их общее творчество. Поэтому недавно Костров нашел нового гитариста Эдуарда Коновалова и возобновил концертную деятельность под заголовком «Нож для фрау Мюллер».
Программу из «зе беста» «Ножей», дополненного схожими по стилистике свежими номерами, он назвал «Бриллианты из тюбика». Ретро-сэмплов стало меньше, но кое‑что и добавилось: «Мы стараемся использовать больше быстрых гитарных рифов, рокабилльных и кантри», — объясняет Олег. Гитаркин подобным самоуправством недоволен и комментирует его преимущественно матерно, так что воссоединения экс-компаньонов, видимо, ждать не стоит. Но, как мы знаем, развод Кобзона с Гурченко не помешал первому остаться мощным певцом, а второй — талантливой актрисой. Вот и у Олега с Олегом как‑то так.
Киев, арт-клуб «44»
18 октября, 22:00