Хрестоматия безумных

Хрестоматия безумных

Львовский академический театр имени Леся Курбаса везет в Киев «Забавы для Фауста» по «Преступлению и наказанию» Достоевского и «Лісову пісню» по Лесе Украинке. Оба спектакля — из лучшего, что случилось в украинском театре на рубеже тысячелетий

Львовскому академическому театру имени Леся Курбаса в прошлом году исполнилось 25. Почти 20 из них уникальная артистическая команда Владимира Кучинского проработала под вывеской «молодежный». Под ней же ровно 20 лет назад состоялась премьера «Забав для Фауста» — спектакля, собравшего целый букет фестивальных наград в самых разных номинациях как дома, так и на гастролях. В 2006‑м на театр снизошла Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко, вслед за которой в 2007‑м последовал академический статус. В общем, «курбасовцев» признали и зритель, и государство. Поэтому то, что «Лісову пісню» Леси Украинки в постановке Андрея Приходько театралы назвали одним из главных событий 2011 года (спектакль готовился к 140‑летию поэтессы и стал дебютным культурным проектом, поддержанным Фондом Рината Ахметова «Развитие Украины»), уже мало кого удивило.

В львовской постановке Приходько очень много от его киевских работ. Первое, на что обращаешь внимание, — это расположение сцены по центру зала, а зрителей — вокруг своеобразной арены, с любой стороны доступной обозрению (так, кстати, режиссер ставил в Театральном центре «Пасека» «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга; и так же будет на нынешнем показе в Малом зале дворца «Украина»). Второе — это жесткая структура действия, продиктованная законами драмы. «Три коляды» (здесь: действия), как три состояния души. «Свято» в жанре фольклорного действа — о любви как природе и природе как любви; реалистическая драма «Клопіт» — о потере поэзии и родного языка; документальный сюрреализм «Смерти» — о бесконечности падения в пропасть. Настолько смело, чувственно и в то же время пронзительно точно хрестоматийную драму-феерию об отречении от собственной сущности еще не ставил никто. Критики писали о спектакле как «драме краха человеческой личности», режиссуру Андрея Приходько (с переходами на суржик, а то и нецензурную лексику) сопоставляли с шоковой терапией. Все полуфантастические персонажи здесь одеты в народные костюмы разных регионов Украины, а звуки природы заменяет репертуар фольклорных ансамблей «Кросна», «Божичи» и «Древо» (музыкальный режиссер спектакля — ныне живущая в Германии Марианна Садовская). Символы упадка тоже легко прочитываются: спортивные штаны вместо «неудобного» платья и сигарета вместо бесполезной сопилки.

Если «Лісова пісня» продолжает накапливать зрительские рефлексии (худрук «курбасовцев» уверен, что и рецензентам никогда не следует спешить на премьеру, так как любой спектакль начинает обретать некие верные очертания только к пятому показу), то «Забавы для Фауста» Владимир Кучинский успел за прошедшие два десятилетия поставить во второй раз. Премьеру «Серенады Полишинеля, или Забав для Фауста» львовско-киевский квартет актеров сыграл на малой сцене Театра им. Франко в декабре 2010 года, однако повторить фурор 1994 года не получилось — то ли в одну реку дважды не войдешь, то ли львовский городской ландшафт более располагает к Достоевскому, нежели надутый киевский ампир. Изъяв из «Преступления и наказания» линию Свидригайлова (Олег Цьона), Раскольникова (ветеран роли Андрей Водичев), Дуни (Мария Копытчак и Мирослава Рачинская) и Пульхерии Александровны (Татьяна Каспрук), Владимир Кучинский написал картину мистической предопределенности, роковой зависимости всех от каждого, придающих действию лихорадочно-болезненный, несколько даже параноидальный ритм. В одном интервью режиссер признался, что «Забавы для Фауста» родились из радости и юмора Достоевского, потому как трагедия — это катарсис, а тот, в свою очередь, — искупление, которое синоним радости. Удивительно другое: из десятков знаменитых театров-студий перестроечных годов «курбасовцы» одни из немногих, кому и через четверть века удалось сохранить собственное лицо. Кучинский это объясняет очень просто: есть тысячи способов зарабатывать деньги, театр же создан не для выживания, а для жизни.

Киев, Национальный дворец искусств «Украина», Малый зал

«Лісова пісня» — 24 октября, 19:00

«Забавы для Фауста» — 25 октября, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама