Відпочинок

выставка

Панельное средневековье

Панельное средневековье

В Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка Никиты Шаленного «Четвертое парадное». Это семь живописных полотен, расположенных в необычном экспозиционном пространстве. На боковой лестнице музея, где, дополненные фонарями, проводами и деревянными конструкциями, картины становятся частью активно взаимодействующей с интерьерами инсталляции

Днепропетровский художник Никита Шаленный стал известен киевской публике после того, как в 2011 году вошел в двадцатку номинантов Премии PinchukArtCentre и получил «Приз общественности». Уже тогда в его работах было заметно архитектурное образование, интерес к пространству, — кроме полотен, он представил видео­игру и инсталляцию, связав все элементы в жизненно убедительную картину одиночества.

На выставке в музее Шевченко художник выстраивает свое повествование о жителях обычной типовой многоэтажки, которых мы постоянно встречаем в подъезде, лифте и на лестничных площадках, но совершено не подозреваем, кто эти люди и чем они живут. По версии Шаленного, сама архитектура советских башнеобразных высоток, с их плохо освещенными коридорами, тесными лифтами, глухими дверями и оконными решетками провоцирует на разговор о некоем средневековье, вышедшим за свои временные рамки и ставшим скорее общей характеристикой состояния общества, не способного к прогрессу. Картины, многие персонажи которых перекочевали сюда с великих полотен прошлого, представляют собой отдельные истории, их связывает воедино именно место — созданное художником на полотне и реальное пространство измененных лестничных переходов музея.

Заглавная работа проекта — «Четвертое парадное» — изображает вход в подъезд банальной многоэтажки, в окне ее первого этажа виднеется автопортрет Тараса Шевченко. Таким образом, проект не только связан с местом своего экспонирования, но и задает мощную тему судьбы, жизненного пути, на котором встречается не только возвышенное и красивое, но и уродливое и дикое. Например, на одной из картин зритель буквально сталкивается лицом к лицу с группой первобытных охотников, до отказа заполнивших тесный лифт. У них вполне современные прически и озабоченные лица банковских клерков, но сумрачное освещение, грязноватая клетушка лифта и особенно копья в руках свидетельствуют о решительном настрое на борьбу за выживание. Контрастируют с ними возникающие на пути зрителя читательница «Любовного письма» и инфанта Маргарита, заимствованные художником с картин знаменитых европейских художников XVII века — Вермеера Дельфтского и Диего Веласкеса, работы которых стали эталоном высокой европейской культуры. Эти персонажи странно диссонируют с убогим постсоветским окружением, которое только подчеркивает их хрупкость и чуждость этой грубой реальности. Одна из программных картин изображает двух средневековых арбалетчиков на балконе с видом на пейзаж, который вполне может сойти за дали, увиденные с верхних ярусов замковой башни, — выстроившиеся зубчатой стеной однообразные советские многоэтажки. Есть и совершенно безлюдные изображения, где драматическое освещение вырывает из темноты знакомые крашеные панели и не очень стройную геометрию лестничных перил, или же внезапно, как видение, возникает породистый охотничий пес, брошенный в лабиринте скудно освещенных коридоров.

Следуя повествовательным линиям «Четвертого парадного» Никиты Шаленного, переходя от картины к картине, точнее — попадая из одного пространства в другое, трудно избавиться от мысли, что художник говорит нам не столько о времени и месте, сколько о невероятной зыбкости культурного слоя. Места «общего пользования» в наших домах, которых мы не замечаем, пробегая из квартиры на улицу и назад, на самом деле очень мощно влияют на нас, — не только из‑за того, что мы там встречаем кого‑то, но и потому, что они таят в себе много странного и пугающего. Воздействуя на нас, они формируют наше мироощущение, мстят нам за собственную запущенность, не давая вырваться за пределы застывшего культурного безвременья, в данном случае условно названного средневековьем.

Киев, Национальный музей Тараса Шевченко

до 2 ноября

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама