По традиции над центральным входом в парижский автосалон висит билборд с логотипом салона и флагами стран-участниц. Среди которых гордо реет и жовто-блакитный стяг. Неужели АвтоЗАЗ вышел из летаргического сна и таки сподобился на давно обещанную экспансию своей продукции в Европу? Полноте, фестиваль научно-фантастической литературы уже прошел. Да и чем АвтоЗАЗ может удивить парижан и гостей столицы? Экологически несознательными Lanos да Sens тысяча девятьсот лохматого года? Или своим новейшим творением ZAZ Forza, суть перелицованным Chery Storm? В общем, появление здесь родного двуколора можно объяснить либо уловкой организаторов, либо аккредитацией отечественных СМИ. Что ж, хотя бы наша автожурналистика не чужая на этом празднике жизни.
Тем не менее ЗАЗ в стенах Paris Mondial de l’Automobile все же появился, причем экспонировался во вполне приличной компании, рядом с Alfa Romeo. Но то была частная инициатива одного журналиста, который чекинится на всех крупных ивентах с масштабной моделькой «Запорожца».
А вот в Украине автосалоны закрываются один за другим — причем не только на востоке, но и по всей стране. В первую очередь пострадали оптимисты, рассчитывавшие, что рынок, как в 2007‑2008 гг., будет ежегодно поглощать порядка 600 тыс. новых автомобилей. Когда же он не достигает и стотысячной отметки (по состоянию на сентябрь продано 72 тыс. новых машин), отдавать кредиты просто нечем — вся прибыль уходит на покрытие коммунальных счетов и зарплаты персоналу.
Главная группа «смертников» — те, кто не позаботился получить белый статус, предпочитая работать по серым схемам. Ибо крупные сетевые игроки всячески поддерживают своих дилеров акционными скидками, программами лояльности, заморозкой курсов валют на мартовских котировках, а то и вовсе распродажами с барского плеча по сниженным ценам.
Чуть лучше себя чувствуют собственники 3S-центров, заранее позаботившиеся о профильных направлениях и теперь пожинающие плоды своей прозорливости. Сейчас, когда прибыль от продажи новых авто стремится к нулю, такие автокомплексы держатся на плаву за счет сопутствующих услуг: трейд-ина, сервиса, установки допоборудования, продажи запчастей, мерчендайзинговых и сопутствующих товаров.
Незатухающий конфликт в Донбассе, девальвация нацвалюты, рост цен на топливо плюс впавший в кому институт кредитования — все это не оставляет шансов на увеличение рынка ни в конце года, ни в следующем сезоне. Если еще год назад треть автомобилей покупалась в кредит (а в лучшие времена — больше половины), то сегодня получить в долг архисложно. Да и невыгодно. Банкиры особо не скрывают, что предлагают изначально совершенно невыгодные условия — ставки по автокредитам достигают 38 % годовых. Но и их можно понять: сегодня банк выдал ссуду бизнесмену, а завтра тот получил повестку в военкомат. Но кому война, а кому оживление продаж — активизировался лакшери-сегмент, в первую очередь за счет зажиточных переселенцев из восточного региона.
В столь патовой ситуации остается удивляться невозмутимости трети отечественных трейдеров. В то время как держать авто на складе более убыточно, чем продать его со скидкой, даже некоторые столпы рынка словно впали в летаргический сон. Бездействует и государство, как будто забывшее, что авторынок является одним из основных наполнителей бюджета страны. Точнее являлся. Зато в Крыму главный варяг российского автопрома Бо Андерсон торжественно перерезал красную ленточку и даже провозгласил: «Лада вернулась!». Что странно, ведь со времен Полтавской битвы шведы предпочитали не вмешиваться в локальные русско-украинские конфликты. Или в бой идут одни «Жигули»?