Авто

авто

Спорткар 
на батарейках

Спорткар 
на батарейках
Фото: Tesla

В детстве мы мечтали о радиоуправляемых машинках на батарейках и даже не предполагали, что такое может быть в жизни. Да-да, еще вчера электрокары были отдаленным будущим за дверью безнадежности, а сегодня их владельцы посмеиваются над нами, рабами АЗС

Будущее всегда наступает вдруг. Когда Альберта Эйнштейна спросили, как делаются открытия, он объяснил: «Вначале все знают, что что‑то невозможно. Но вдруг находится чудак, который этого не знает. Он‑то и делает открытие». Одним из таких чудаков является Илон Маск, подаривший миру сначала PayPal, затем космические «челноки», а теперь совершивший автомобильную революцию. С одной стороны, Tesla не привносит ничего принципиально нового в автомобильный мир — ее компоненты по отдельности уже встречались в других моделях. Но в мире людей она меняет все. Tesla добавляет не просто очередную опцию, важный-очень-гипер-контроллер, а переосмысливает сам источник движения. Меняет его парадигму. Очень может быть, что мы живем в самый главный год современной истории и Маск — новый Генри Форд.

Делай наоборот

Что вам рассказать о Model S? Это самый обсуждаемый электромобиль на планете. Основные факты таковы: да, на нем действительно можно проехать на одном заряде батареи от Киева до Львова. А в разгоне до сотни самая мощная SP85 уделает даже некоторые мотоциклы. Да, у хетчбэка два полноценных багажника, а под полом — аккумуляторный блок. Да, вместо большинства кнопок в салоне — сверхскоростной 17‑дюймовый планшет. И да, без интернета жизни нет. Ведь шутка о радиоуправлении — только отчасти шутка. Tesla Motors рассылает по сети обновления бортового ПО — владельцу достаточно просто нажать «ОК» и принять «посылку». А попробуйте разобрать панель и сменить глубоко «закопанную» там сим-карту — мигом позвонит злобный сисадмин из техподдержки и пригрозит потерей гарантии.

Но «Теслу» делает особенной даже не тотальная «компьютеризированность». Электроникой сейчас никого не удивишь, хотя в нашем случае она действительно вышла на принципиально новый уровень: столь цельной и глубоко интегрированной системы пока нет ни у кого в автоиндустрии. Маск иначе смотрит и на саму индустрию, и на ее правила. В разгар борьбы за снижение веса он делает свой автомобиль настолько тяжелым, насколько это возможно. Плевать, что на снаряженную массу «Теслы» даже владелец «Гелендвагена» смотрит с удивлением. Зато основной электромобильный вопрос решен элегантно. Как увеличить запас хода на одной зарядке? Элементарно — поставим батарейку побольше!

Есть ли жизнь на электричестве?

У нас на тесте — самая мощная Model SP85. Емкость ее батареи составляет фантастические 85 кВт·ч. Что при заявленном расходе топли… электроэнергии в 18,1 кВт·ч / 100 км дает пробег в 470 км! Разумеется, в реальной жизни эти расчеты не работают — в режиме теста машина тратила около 30‑35 кВт·ч на сотню. Но если не зажимать педаль в полу, то расход остается в пределах 20‑25 кВт·ч, а значит, запас хода вряд ли упадет ниже 250 км.

О нем «Тесла» сообщает водителю с хитростью лисы. Например, на 12,3‑дюймовый дисплей можно вывести два показателя: Ideal и Rated. Первый обозначает весьма условный запас хода при движении с постоянной скоростью 89 км / ч и отключенными бортовыми потребителями энергии — по этому показателю и высчитан предельный пробег в 502 км, который обещает производитель.

Счетчик Rated полагается на правило ECER101, то есть на европейский расчетный цикл NEDC — именно согласно его калькуляции, большинство производителей указывают расход топлива своих автомобилей. Но от реальности он далек, что каждый божий день подтверждает герой нашего обзора. Так что лучше полагаться на честный график «кВт·ч / км», который можно вывести и на приборку, и на огромный айпад центральной консоли. На специальном графике показывается расход энергии за последние 10, 25 или 50 км. Причем можно посмотреть как средний апетит (Average) за определенный период, так и мгновенный (Instant).

Кстати, оба экрана работают на процессорах NVIDIA Tegra, которые давно и успешно используются на смартфонах. Но в автопроме Маск вновь всех опередил: только сейчас использование «тегры» анонсировала Audi.

Но если для обычных машин мониторы — второстепенная деталь, то в нашем случае на центральном планшете завязано все управление. Включая фары, люк, высоту клиренса пневматической подвески или салонное освещение. Изучать красивое меню можно часами. И это хорошо, потому что стоит отвлечься — и увидишь, что ничем другим интерьер не примечателен. Со вкусом, но скромненько. Пластмасса — дешевая, качество сборки — так себе. Обращают на себя внимание мерседесовские клавиши стеклоподъемников, мультифункциональный рычажок поворотников и селектор трансмиссии на рулевой колонке. Ничего удивительного — еще в начале октября немцы владели 10‑процентным пакетом акций Tesla Motors. Пол плоский и высокий, подлокотников и ящичков для мелочей — ноль. Даже подголовников нет: только «наросты» на спинке. В другой современной машине ценой около сотни тысяч евро будет с десяток регулировок на каждом кресле. Здесь — даже на водительском лишь гордые три. Ремень безопасности тут нельзя настроить по высоте. Знаете, какой еще автомобиль фиксирует на стойке точку ремня? Renault Logan.

Зато какая же это приемистая машина! 416 электрических «лошадей» с легкостью пушинки уносят ее к горизонту. Нажал резко на газ — и получаешь удар спинкой кресла в затылок. Ошеломительная тяга накрывает сразу, стоит только коснуться педали. Вот вам и ответ, почему Rolls-Royce отказался от серийного производства электрического Phantom. Потому что клиентов компании нужно беречь, а не на­оборот.

Рекуперативное замедление можно регулировать. Одним привычнее слабое торможение двигателем, а другим понравится интенсивная рекуперация — благодаря большой батарее Tesla может не только черпать в ней энергию для ускорения, но и сполна возвращать обратно. К этим перетеканиям кинетической энергии в потенциальную и обратно моментально привыкаешь и в умеренном городском трафике за ненадобностью перестаешь пользоваться обычными тормозами. Тягу можно дозировать ювелирно: можно преследовать бабочку со скоростью 1 км / ч.

И это тоже плюс, потому что Tesla очень чувствительна к передозировке тяги. Разгоняться на мокром асфальте нужно аккуратно — антипробуксовочная система настроена весьма либерально. Малейший перебор на старте со светофора — и задние колеса уже обгоняют передние. Представляете, что будет через пару месяцев при попытке обогнать какой‑нибудь грузовик на заснеженном проспекте Победы? Нет уж, в Карпаты поедем на чем‑нибудь попривычнее.

Зато пневмоподвеска, стойки которой позаимствованы опять-таки у Mercedes-Benz, отлично фильтрует все крупные неровности и изолирует салон от вибрационного фона. 21‑дюймовые колеса — красиво, но не для наших дорог: острые края кратеров и стыки в асфальте проходятся по‑американски шумно, хетчбэк каждый раз вздрагивает всем кузовом и раскачивается, как океанская яхта.

Управляемость? Многие сравнивают «Теслу» с Porsche Panamera. Увольте! Нет и намека на поршевскую вовлеченность в процесс. Руль более или менее неплох в режиме Standard, но на больших углах поворота баранки усилие искусственное и чрезмерное. На удивление, есть и крены.

Абсолютная тишина в салоне — тоже миф. Представьте, что вы сидите на кухне перед телевизором и чистите картошку. Внезапно звук исчезает, и вы скребете ножом под мелькание картинки. Так и здесь: лишенная двигателя внутреннего сгорания, Tesla вовсе не утратила всех прочих шумов. Шипят шины, свистит ветер, а на скоростях за 100 км / ч звуковой фон и вовсе становится навязчивым.

Но стоит ли вообще рассуждать о том, как едет этот шоу-стоппер? Едва ли. Интереснее щелкнуть пальцем по тачскрину, зайти в браузер и прочитать, каким образом Маск продолжает развивать инфраструктуру для своего гаджета под названием Tesla. Например, через пару лет в Украине появятся сразу две фирменные заправки Supercharger.

Цена вопроса

Прайс на Tesla Model S в США начинается с отметки в $ 69,9 тыс. за версию с 60‑киловаттной батареей. S 85 обойдется минимум на $ 10 тыс. дороже. Самая мощная P85 — уже $ 93,4 тыс. Калифорния, Колорадо, Иллинойс, Джорджия, Массачусетс и Юта предоставляют субсидию на покупку «Теслы» в размере $ 7,5 тыс., которую нужно вернуть государству при экспорте нового автомобиля. Именно поэтому в Украину «Теслы» попадают уже с пробегом — так дешевле. Среди важных опций: разъем для фирменных станций быстрой зарядки Supercharger, DualCharger для зарядки 80‑амперным током, настенный коннектор, пневматическая подвеска и аудиосистема с дюжиной динамиков.

С гарантией, кстати, все сложно. Маск считает, что эксплуатироваться автомобиль должны там, где его создают. То есть приплывшую в Европу (и в Украину в том числе) «американку» по гарантии ремонтировать не будут. Хотя платный сервис есть: ближайший к нам — в Берлине. Впрочем, что там обслуживать и ремонтировать? Восьмилетняя гарантия на батарею внушает уважение. Большая батарея требует мощной зарядки. Общее правило — закон Ома. Умножая напряжение в вольтах на силу тока в амперах, получаем мощность в ваттах. Стандартная бытовая розетка по номиналу должна давать 220 вольт (V) и до 16 ампер (А). Обычно — от силы 210 V и 12 А, что дает 2,5 киловатта. Вот и считайте, что на полную зарядку 85‑киловаттной батареи уйдет… где‑то полжизни.

Альтернатива — заряжаться от трехфазной розетки, которая в зависимости от стандарта, коих множество, и мощности самой сети, может выдать до 35 кВт. Такие розетки есть в гаражах и на подземных стоянках. В конце концов, появляются и специальные зарядные станции. А самые продвинутые рестораны уже открыли охоту на владельцев электрокаров, устанавливая зарядные терминалы на своих парковках.

Tesla Model SP85

Двигатель: электрический, синхронный, переменного тока

Мощность (л. с. при об / мин): 416 / 5000-6800

Крутящий момент (Н·м при об / мин): 600 / 0‑5100

Привод: задний

Коробка передач: одноступенчатый редуктор

Тормоза (передн. / задн.): диск. вентил. / диск. вентил.

Подвеска (передн. / задн.): незав. / незав.

Длина / ширина / высота (мм): 4894 х 1894 х 1369

Покрышки (передн. / задн.): Goodyear Eagle RS-A 245 / 45R19

Масса снаряженная (кг): 2108

Максимальная скорость (км / ч): 209

Разгон до 100 км / ч (с): 4,4

Расход энергии (европ. цикл NEDC, кВт∙ч / 100 км): 18,1

Цена автомобиля в Украине: от 2 млн грн

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама