Авто

авто

Наперегонки со временем

Наперегонки со временем
Фото: Daniel Saxlid

Как правило, инициаторами 
выпуска «гоночных» часов являются 
сами часовщики. Чуть реже — автомобильные компании, 
желающие отметить юбилей 
или выход особой модели. 
Но бывают и исключения, 
такие как часовая мануфактура 
SJV, основанная экс-пилотом 
«Формулы-1» Стефаном 
Йоханссоном

Бренд Stefan Johansson Vaxjo плохо знаком европейским коллекционерам, зато поклонники автоспорта отлично знают самого Стефана Йоханссона. На протяжении уже сорока лет он остается одним из самых универсальных пилотов. Да, 58‑летний швед из Векше до сих пор выходит на старт. Правда пик его карьеры пришелся на 1980‑1991 гг., когда он провел 103 гонки в «Формуле-1», выступая за топовые конюшни Ferrari и McLaren. Потом Стефан перебрался за океан и сделал еще более успешную карьеру в американской формульной серии CART и гонках на выносливость. В США Стефан состоялся и как играющий тренер, и как владелец команды, а после — и как бизнесмен, занимающийся карьерами молодых пилотов. При этом швед успевает консультировать владельцев других команд, промоутеров гонок и управляющих трасс, а также регулярно привлекается как комментатор и… искусствовед. Йоханссон занимается живописью (в 1990‑х прошли три его персональные выставки) и востребован как специалист по работам эпохи Возрождения, которые очень популярны у его соседей по району Беверли-Хиллз.

Еще одна сфера интересов гонщика — выпуск мужских аксессуаров вроде кофров, очков, духов и т. д. Но признание как дизайнеру ему принесли именно хронографы, в которых воплотились и его любовь к эпохе Ренессанса, и характерные для родного Векше ремесла — этот городок считается шведской столицей стеклодувов и краснодеревщиков. Разумеется, в его часах нашли отражение и чисто гоночные решения вроде использования углепластика и технологий перфорации.

«Свои самые первые часы я придумал во время одной из 24-часовых гонок в Ле Мане. Туда традиционно съезжаются коллекционеры раритетных автомобилей со всего мира. И которые, я знаю, балуются еще и собирательством часов. Так что на первых порах недостатка в идеях у меня не было»

Странное дело: множество пилотов являются заядлыми коллекционерами хронографов, но никто, кроме Йоханссона, так и не решился на создание собственной марки. Швед вспоминает, что самые первые часы, которые позже легли в основу линейки Mark VIII, он придумал еще в 1990‑е, участвуя в ныне почившем чемпионате мира по гонкам на выносливость, жемчужиной которых являлся суточный марафон 24 Heures du Mans. «Абсолютное большинство коллекционеров раритетных автомобилей, которых я знаю, балуются еще и собирательством часов, — говорит Йоханссон. — И в Ле-Ман тогда съезжалось столько ценителей, что легко можно было бы организовать целую выставку эксклюзивных моделей. Именно там я черпал и вдохновение, и новые идеи».

Самым запоминающимся решением шведа стало оформление циферблатов сигнальными флагами, используемыми на гонках. Критики наверняка усмотрят в этом решении плагиат, ведь аналогичным образом выполнена часовая разметка знаменитой яхтенной серии Corum Admirals Cup Challenge. Только у последних вместо «сухопутных» стягов — вымпелы морского международного кода. Но тема заимствований вообще очень популярна в часовом цехе, поскольку конструктивно хронографы похожи как близнецы, проведшие лето у разных бабушек. Большинство производителей не заморачиваются изготовлением калибров, их хронографы различаются формой корпусов, дизайном циферблатов, наличием инкрустаций и усложнений. Но у Йоханссона свой подход буквально во всем. Мало того что модели SJV выпускаются исключительно лимитированными сериями, так еще и строго на заказ. Потому и являются именными — на тыльной стороне каждого экземпляра выгравированы персональный номер, дата изготовления, имя и фамилия владельца, среди которых, кстати, не только люди с передозировкой бензина в крови, но и далекие от автогонок личности вроде Брэда Питта.

Необычно и то, что часы даже одной модели могут кардинально отличаться. Разными могут быть не только материалы корпуса и методы его обработки (матирование, сатирование, полировка, хромирование), но и дизайн циферблатов. И даже калибры — чаще всего используются 13 1 / 4 Valjoux 7750 или 13 1 / 4 Valjoux 7751. Для большинства моделей SJV предусмотрен браслет двух типов — из различных типов кожи и из термостойкого каучука с характерным оттиском в форме гоночного протектора. В силиконовых ремешках, чтобы запястье не запотевало, швед предусмотрел вентиляционные отверстия в виде воздухозаборников NACA — излюбленного решения автогоночных конструкторов.

На сегодняшний день в модельную линейку Stefan Johansson Vaxjo входят четыре «Марка» (Mark VIIIC‑VIIIF) плюс лимитированные карбоновая и бриллиантовая серии. «Дизайн Mark VIIIC я придумал после победы в 24 Heures du Mans в 1998 году — вспоминает Йоханссон. — Хотелось воплотить в этой модели дух суточного марафона, где залогом успеха является баланс скорости и надежности».

Вдохновением для следующей коллекции — Mark VIIID — для Стефана послужила победа в исторической гонке в Гудвуде на Ferrari 156. В этой серии швед сделал ставку на сочетание ретро и классики. Mark VIIIE был выпущен в память о самом престижном этапе «Формулы-1» — Гран-при Монако, который проходит по улицам карликового княжества. По признанию пилота, в какой‑то момент все окружающие трассу отбойники с рекламными бордами, фасады зданий, витрины магазинов сливаются в один сплошной коридор. Лишь как в калейдоскопе меняются цветовая гамма. Поэтому модели из коллекции Mark VIIIE отличаются столь пестрыми циферблатами и часовыми метками. Объединяют все три серии «компоновка» циферблата: вертикальное (один над другим) расположение счетчиков хронографов, причем верхний всегда меньше в диаметре. В позиции «3 часа» находится апертура даты, а в позиции «9 часов» — логотип компании, который впечатлительная часовая пресса почему-то считает чуть ли не родовым гербом Йоханссонов. На самом деле характерный скорее для французских рыцарей, чем для викингов, геральдический щит — собирательный образ. В него вписаны лого компании, стилизованные изображения финишного флага и листика березы, причем черенком вверх. Листом за необычайную худобу прозвали старшего Йоханссона, который будучи пилотом-частником передал сыну по наследству не только любовь к автоспорту, но и характерную конституцию, а с ней и прозвище. С самого детства Стефана, который начал гоняться в семь лет, в паддоке называли не иначе, как Листом-младшим. В те времена пилоты не заморачивались по поводу самоидентификации, хотя зрителям порой было трудно понять, чей именно болид только что промчался мимо трибуны. Ведь большинство шлемов были заводской окраски — белые или черные. Желая как‑то выделиться из этого монохромного фона, Стефан нанес на шлем изображение листа березы, который к тому времени превратился во что‑то среднее между талисманом и фирменным знаком Йоханссонов. И участвует Йоханссон не в гонках ветеранов, а самых изматывающих в мире «суточниках» — «24 часа Ле Мана» и «24 часа Нюрбургринга». Хотя, быть может, сегодня участие в гонках для шведа — больше маркетинговый инструмент для продвижения SJV и полигон для испытания часов. Ведь, помимо швейцарского института тестирования хронометров COSC (Controle Officiel Suisse des Chronometres), этим ответственным делом занимаются и сами гонщики. Ветеран считает, что подобная «разведка боем» является в разы более жесткой, поскольку методы COSC несравнимы с экстремальными условиями, в которых пребывают часы во время гонки. Там они ежесекундно подвергаются огромному количеству вибраций и ударов. Прибавьте сюда резкие изменения направлений, высоты и колоссальные перегрузки (до 5g) и нагрев (в кокпите температура может доходить до 80 °С). И вот в таких условиях на запястье шведа проходит испытание одна из моделей его хронографов. Например, в мае на «Нюрбургринге» это был концепт новой серии MK IX, выполненной в стиле art decо. Но швед просит не петь оды раньше времени — хронограф все еще в стадии тестирования.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама