Столичный кинотеатр «Киев» запускает долгоиграющий проект «Уикенд в опере», в рамках которого на большом экране можно будет увидеть и услышать самые яркие оперные и балетные спектакли со всего мира.
Если в Украине кинопоказы оперных и балетных спектаклей до сих пор не практиковались (клубный и учебный форматы — не в счет), то в десятках других стран этот симбиоз музыкального театра и новых технологий не просто завоевал популярность, но и начал приносить стабильную и немалую прибыль. Собственно, начиная с середины нулевых в этой сфере соревнуются два главных игрока. Первый — Metropolitan Opera Live in HD, транслирующий спектакли самого знаменитого музыкального театра США в кинотеатры по всему миру. Второй — Rising Alternative, дистрибьюторская компания, имеющая офисы в Нью-Йорке, Берлине, Барселоне, итальянской Стрезе и концентрирующая свою деятельность в Европе. Именно основатель Rising Alternative Джованни Коцци придумал громкий проект «Opera and Ballet in Cinema», в 2007 году подписал эксклюзивный контракт с миланским Teatro allа Scala, а затем — с Зальцбургским фестивалем, барселонским Gran Teatre del Liceu, мадридским Teatro Real, Берлинской филармонией, петербургским Мариинским, московским Большим и многими другими. Только в Европе с Rising Alternative сотрудничают 1860 кинотеатров, в Северной Америке — 560, в Латинской Америке — 120, в Азии — 110, в Австралии — 55, в Африке — 12.
Украинскому зрителю, возможно, еще очень долго пришлось бы в меру собственных возможностей пробивать окно в Европу, если бы не арт-менеджер Максим Ильяшенко, в сотрудничестве с Rising Alternative придумавший проект «Уикенд в опере» (на счету Ильяшенко запуск в ноябре 2013 года сходной по формату инициативы — «Британский театр в кино»). Для начала предполагается фестивальный формат — два-три показа раз в месяц при активной поддержке зарубежных культурных центров; названия, которые у всех на слуху; свежие постановки ведущих европейских сцен с участием выходцев из СССР / постсоветского пространства и относительно демократичная ценовая политика (150‑200 грн за билет — это дороже, чем обычный киносеанс, но в разы дешевле, чем поход в La Scala или Grand Opera). В перспективе предполагается выход за пределы Киева, более плотный график и прямые трансляции.
Можно и не сомневаться, что «Уикенд в опере» больно ударит по репутации большинства украинских музыкальных театров, которые вряд ли выдержат конкуренцию с голосами Венской оперы, зрелищностью плавающей сцены оперного фестиваля в австрийском Брегенце или оркестровым тутти Парижской оперы. Но инициаторы театрального уикенда уверены: наш зритель имеет право знать, насколько увлекательным зрелищем может стать опера или балет, когда попадает в руки режиссера с фантазией и дирижера со слухом и вкусом. Они же, кстати, пытались договориться о некоторых показах с руководством Национальной оперы Украины, но по понятным причинам переговоры далеко не продвинулись.
Собственно, план на ближайшие субботу-воскресенье таков: «Щелкунчик» венского Staatsballett в хореографии Рудольфа Нуреева с солистами Людмилой Коноваловой (Клара) и Владимиром Шишовым (Дроссельмейер / Принц) (дирижер Пол Коннелли, запись 2012 года); «Кармен» в версии парижской Grande Opera, где режиссер Ив Бонесне и дирижер Филипп Джордан сделали главные ставки на Анну-Катерину Антоначчи (Кармен) и австрийского тенора Николая Шукоффа (Хозе) (запись 2013 года); моцартовская «Волшебная флейта» от Оперного фестиваля в Брегенце 2013 года, где совершенно буквально все: от визуальной роскоши (в хорошем смысле этого слова) до фантастического вокала.
Кинотеатр «Киев»
«Щелкунчик», Венская опера, 8 ноября, 12:00
«Кармен», Парижская опера, 8 ноября 20:00
«Волшебная флейта», Оперный фестиваль в Брегенце, 9 ноября, 20:00
Также в театрах на этой неделе
«Женская логика»
Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра
12 ноября, 19:00
Комедия «Женская логика» — первопрочтение пьесы современного киевского драматурга Анатолия Крыма, суть которой сводится ко вполне оптимистическому утверждению: любую объективную реальность можно преодолеть желанием.Режиссер: Тамара Антропова. В главных ролях: Татьяна Круликовская (Надя), Ирина Мельник (Марго), Дмитрий Лаленков (Виктор), Екатерина Качан (Люська), Константин Костышин (Стас).
«Вернисаж на Андреевском»
Киевский академический драматический театр на Подоле
8 ноября, 19:00
Театральное буриме «Вернисаж на Андреевском» режиссер Виталий Малахов поставил к собственному 60‑летию. Объединенные в спектакль театральные новеллы могли бы называться «Андреевский, я люблю тебя». В нем много личного, но не меньше от популярных ныне флешмобов, кофейных посиделок и сборников киношных короткометражек. Плюс — персонажи без фамилий, в которых зрителям предстоит угадывать протопипы.
«Ненормальная»
Киев, Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки
Новая сцена, 14 ноября, 20:00
Трагифарс «Ненормальная» Надежды Птушкиной впервые был поставлен в Санкт-Петербурге ровно 20 лет назад в театре «Эксперимент». Его тема — кризис среднего возраста — никогда не утратит актуальности. В авторской аннотации сказано: «У героини последний шанс родить ребенка. И она идет на все, чтобы добиться своей цели». Режиссер Дмитрий Морозов, сценограф Игорь Несмиянов и композитор Александр Шимко сделали все, чтобы превратить словесный поединок «усталой сорокалетней» (Ольга Кульчицкая) и «элегантного тридцатилетнего» (Станислав Бобко) в комедию не без морали.