Если бы режиссер Киевского Молодого театра Тарас Криворученко ставил по самой знаменитой пьесе каталонца Жорди Гальсерана «Метод Гронхольма» художественный фильм, он бы вполне мог обойтись одной камерой. Ведь, по сути, в ней нет даже намека на зрелищность. Трое мужчин и одна женщина решают побороться за высокую должность (хотя у всех на тот момент есть неплохая работа) и все вместе на целых два часа оказываются запертыми в одной комнате. Сценограф Владимир Карашевский увидел это офисное пространство совершенно белым — чистым листом, на котором каждому предстоит написать альтернативное резюме: не профессиональное, а сугубо человеческое. Плюс конусообразный «айсберг», становящийся экраном для видеопроекций, но, как и всякая океаническая льдина, гораздо больше скрывающий, чем выставляющий напоказ.
В «Методе Гронхольма» — пьесе, написанной в 2003 году, собравшей увесистый букет премий и фестивальных наград, переведенной на множество языков мира, прошедшей через сотни театров — сюжетные ходы и смысловые зигзаги настолько запутанны, что порой сложно понять, кто здесь играет, а кого играют. В 2005 году Жорди Гальсеран переделал пьесу в киносценарий, по которому Марсело Пиньейро снял одноименный психологический триллер. В экранизации прибавилось персонажей (целых восемь вместо четырех: шесть соискателей и двое сотрудников отдела кадров, один из которых внедряется в коллектив претендентов) и практически не осталось юмора и человеческой непосредственности. Только меняющиеся маски, холодный расчет и ставка на полную победу любой ценой.
К счастью, спектакль Молодого театра (перевод пьесы, ее сценическую редакцию и адаптацию осуществил Алексей Дроздовский) в жанре «игры карьеристов» гораздо живее и веселее аскетичной испанской экранизации, а малый актерский состав на большой сцене дает возможность каждому артисту проявиться во всю высоту и широту. Во всяком случае Романа Равицкого (Энрике), Елену Хижную (Мерседес) и в особенности Александра Галафутника (Карлос) новые роли показали с необычной стороны. А образ Фернандо в творческой биографии Игоря Портянко можно считать началом качественно нового этапа. Или, как минимум, лучшей работой за несколько последних лет.
Интересно, что работодателя вовсе не интересуют профессиональные качества соискателей. Правила «игры на вылет» здесь диктуют моральные испытания, в которых гораздо важнее наработанных навыков оказывается умение найти контакт с подчиненным и войти в положение руководителя, не подменять собственные слабости лицемерным героизмом, не предавать коллег ни по мелочам, ни по крупному за иллюзорные или вполне реальные привилегии — в общем, соблюдать элементарную гигиену общения. Все, как в обычной жизни, только концентрированней и откровенней.
Увы, в финале пьесы Жорди Гальсеран будет вынужден согласиться с Шекспиром, который не питал больших иллюзий относительно человеческой природы и много веков тому назад дал понять, что хитрость, как ни крути, по всем формальным статьям побеждает благородство. Сегодня имеем тот же расклад на новом материале. Так что «Метод Гронхольма» можно смотреть с двух позиций: как чистую игру с элементами детектива или как психологическое исследование о двоякой сущности как победы, так и поражения.
Киевский академический Молодой театр
15 ноября, 19:00
Также на ближайшей неделе
«Над пропастью в… (Norway.Today)»
Киев, Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки
Сцена под крышей, 15 ноября, 20:00
Швейцарский драматург, режиссер и сценограф Игорь Бауэршима один из первых начал объединять в театральных представлениях актерскую игру с видеорядом, что вовсе не мешает ему говорить о серьезных моральных дилеммах. Пьеса Norway.Today в постановке немецкого режиссера Георга Жено — не исключение.
«Прекрасные сабинянки»
Киевский академический театр юного зрителя на Липках
19 ноября, 18:00
Едкую политическую сатиру классика начала ХХ века Леонида Андреева режиссеру Максиму Михайличенко удалось смягчить до своеобразной «дискотеки для взрослых», собравшей первых римлян и украденных ими у родных мужей сабинянок. Спектакль целиком подходит для семейного просмотра.
«Упс!.. Я пришел»
Киев, Центр искусств «Новый украинский театр»
21, 22 ноября, 19:00
В комедии-притче «Упс!.. Я пришел» молодежная команда НУТа под предводительством Виталия Кино делает ставку на приглашенную телезвезду Виктора Цекало (старший брат Александра Цекало) и трогательную пьесу основателя Белорусского свободного театра Николая Халезина, в которой каждый узнает самого себя.