У джипси-джаза, да и вообще всяческой музыкальной цыганщины недаром много поклонников: энергия брызгами, мелодия волчком, меланхоличные темы стремительны наравне с веселыми. Еще одна причина их живучести в том, что они прилипчивы. Хочешь не хочешь, а будешь подпевать и пританцовывать. Кстати, цыганская чечетка — это нечто: добры молодцы в малиновых атласных рубахах и черных брюках в буквальном смысле выкаблучиваются, совершая множество затейливых вывертов на пятках, для чего оснащены подвижными коленями и крепкими попами. Притом запев танцуют только ногами, а в припеве к подошвенной ритм-секции прибавляют виртуозные обхлопывания себя по бедрам и голеням. Музыку надлежит играть шустрым скрипачам, аккордеонистам, гитаристам (которые все молятся на Джанго Рейнхарда), и куда же без контрабаса, и цимбалы тоже не бывают лишними. Мариан Бадой, домашнего вида карапуз родом из Румынии, сын скрипача и внук аккордеониста, бегает пальцами по клавишам и кнопкам инструмента с трех лет. В четырнадцать он оказался достаточно взрослым и талантливым, чтобы вместе с отцом отправиться в Париж зарабатывать игрой в метро. Почти в двадцать впервые услышал музыку Джанго Рейнхарда и закономерно прикипел к его стилю, щедро разрабатывая головокружительные импровизации на темы традиционных цыганских вальсов и романсов. В Лионе попросился на прослушивание к Ришару Гальяно — тот заинтересовался; играл на разогреве у Пако Ибаньес, великого испанского барда с гитарой — тот выказал восхищение и пригласил Бадоя играть вместе в двух важных концертах в Валенсии и Перпиньяне. В 2012‑м наконец судьба распорядилась так, чтобы Бадоя услышал Оливье Киктефф.
Запомните это имя тоже. Киктефф — не знающий никаких ограничений гитарист, вождь и композитор группы Les Doigts De L’Homme («Пальцы мужика», фавориты Jazz à Vienne 2013). Поинтересуйтесь их альбомом «1910», он того стоит. В группе, помимо Киктеффа, играют блистательный и нервный, как молния, лид-гитарист Бенуа, ритм-гитарист Яник Алкочер и контрабасист Танги Блюм — свежий, как воздух, без него не было бы ни глубины звука, ни пространства для пышного переплетения импровизаций. Легкий на подъем Киктефф, у которого есть еще и сайд-проект Viking Project, и Блюм в тот же вечер, послушав Бадоя, решили, что будут играть с ним в трио.
За 13 лет во Франции Бадой заработал на дом с умильной собакой, внушительными напольными часами и плетеным креслом, сидя в котором занимается как одержимый, и на несколько отличных аккордеонов. Для домашних репетиций — Roland, для сцены — Weltmeister.
Несмотря на множество клубных и фестивальных выступлений, он и сейчас играет, как многие музыканты-рома, повсюду: на улицах, рынках, опять же в метро, не счесть и квартирников. При этом в 2014 году, судя по сайту занимающейся Marian Badoï Trio букмекерской конторы, они сыграли на французских площадках — от крошечных кабаре и рафинированных студий до городских театров — уже 47 концертов. Шесть выступлений пришлись на крупнейший фестиваль Nancy Jazz Pulsations. Помимо того, съездили на фестиваль джипси-музыки в Нидерланды, в Центральную и Восточную Европу. К нам трио привозит Французский институт, а на сцене представляет Алексей Коган в своем проекте «Тема с вариациями».
Мы услышим Marian Badoï Trio впервые, а это значит, что для знакомства музыканты наверняка сыграют показательные композиции. В «Сюите для цимбал» гитара звенит, словно у Киктеффа вместо голых пальцев кизиловые молоточки, а когда импровизирует Бадой (музыка сродни венгерскому чардашу, а по виртуозности — что твой «Полет шмеля»), та же гитара мгновенно переходит на мягкий аккордовый чес в ритме квикстепов 1930‑х — привет Джанго, привет банджо. С такой же кружевной легкостью трио маневрирует от парижского вальсика к деревенскому болеро. Невозмутимый Блюм знай себе отмеряет быстрые ноты на грифе и улыбается, а когда на два-три такта умолкает, то будто внезапно воздух откачали.
Можно поспорить, больше всего вам полюбится одуренной красоты солнечный тангоподобный Romans и разгильдяйски прекрасная, полная искр и вспышек радости и ностальгии вещь Киктеффа со вступлением, напоминающим песню «Голубой вагон». Или все подряд.
Киев, «Мастер Класс»
26 ноября, 20:00