VI Киевский международный блюзовый фестиваль в этом году мал, да удал: за один вечер можно послушать три достойные команды с двумя солидными солистами.
Блюз принято считать музыкальной лирикой мужчин, познавших жизнь и принявших тот факт, что в ней есть огорчительные стороны. Такие, о которых вздыхают, порой и всхлипывают — но живут дальше. Неторопливый выдох маленькими порциями — главная интонация блюза, а потому главный его инструментарий составляют голос, губная гармошка, саксофон. А к ним — гитара и барабаны.
Прежние Киевские блюз-фесты собирали больших гостей в маленьких залах с барной стойкой. В прошлом году выступил харпер Боб Марголин, в позапрошлом — Гай Дэвис (голос, гитара, гармошка), еще раньше — саксофонист и вокалист Деррик Биг Уокер (все из Америки), олдовый английский гитарист, кратковременный участник Rolling Stones Мик Тэйлор, а ближнеславянских команд и не счесть. В этот раз фестиваль проходит вдали от шума пивных диспенсеров, зато во вместительном зале с отличной джазовой репутацией, а гости — как всегда хороши.
Столичным поклонникам блюза уже знаком норвежский харпер Эйрик Бергене: в октябре он участвовал в одном из регулярных блюз-джемов в пабе «Сундук». Он предпочитает блюз и ритм-н-блюз, притом непременно в компании с музыкантами, делающими незаезженные аранжировки. И поскольку Бергене уже знает цену клавишным под пальцами Стаса Чумакова и гитаре в руках Макса Таврического, то подготовил с ними для блюз-феста специальную программу. Хотелось бы, чтобы в нее вошла неожиданно суровая инструментальная бергеновская версия сладкого эвергрина Cherry Pink в духе той, что записана на дебютном диске его норвежского Eirik Bergene Band. Если, конечно, Бергене еще не успел превратить эту песню в соул. С него станется. Перетекать из стиля в стиль он умеет благодаря тому, что воспринял все лучшее по части техники и звука от лучших харперов как старой поры — техасских, чикагских, луизианских, так и блюзменов 1970‑х, и считает это главной причиной своей стремительной музыкальной карьеры. Карьера же вкратце такова: гармошку Бергене впервые поднес ко рту в семнадцать и уже через три года вышел на главную блюзовую площадку Норвегии — в клубе Muddy Waters в Осло. А еще через три года стал стипендиатом Министерства культуры Норвегии, поддерживающего развитие самых талантливых музыкантов страны, и, помимо собственного проекта, играл в группе гитариста Видара Бюска, «лучшего чувака во всей Норвегии». Сейчас ему всего тридцать, и он уже выходил на сцену вместе с Джуниором Уотсоном, Марком Хаммелом, Карлосом Дель Хунко.
Не шибко большую, но все же интригу создает блюз-фесту украинская команда The Brothers из Артемовска (братья Роман и Андрей Пронины, братья Юрий и Александр Горяистовы — все поют и играют на разнообразных гитарах, и барабанщик Владимир Чеботарев). В апреле вышел их дебютный альбом «Ново_Blues» с двенадцатью треками кантри на оригинальные мелодии того Пронина, который Роман. Музыка очень спокойная, ровная, здоровая, с единственным лирическим отступлением — еще более теплой композицией Sheila.
Еще один гость в сопровождении украинских музыкантов — российско-украинский проект Михаил Мишурис & Train Four Blues Band. Харизматичный Михаил Робертович Мишурис в ковбойской шляпе и с гитарой наперевес, убедительный как в музыке, так и в разговоре, который ведет преимущественно воздев вверх левый указательный палец, родом из Новосибирска, а свинговыми и ритм-н-блюзовыми пристрастиями — из Чикаго, где провел раннюю молодость за занятиями вокалом, гармошкой и гитарой в Old Town School Of Folk Music. Сейчас живет в Москве, выступая со своим блюз-бэндом (в котором шестеро отличных музыкантов) с программами из классического блюза 1940‑1950‑х, из госпел и соула, а также из собственных блюзовых композиций. Записал три первоклассных альбома. По версии американского профессора Майкла Урбана, автора книги Russia Gets The Blues, Мишурис — вообще лучший российский блюзовый исполнитель. Киевские ребята Макс Ватутин (гитара), Алексей Парохненко (бас) и Роман Сокирко (барабаны) помогут нам в этом увериться, а помогают они знатно — как помнится по их октябрьскому выступлению с харпером Китом Данном здесь же, в «Мастер Классе».
Киев, «Мастер Класс»
7 декабря, 18:00