«Щелкунчик» в постановке великолепного Раду Поклитару стоит увидеть хотя бы раз в жизни. Не ради обещаний счастливого Нового года или веселого Рождества, а ради художественной правды.
В истории театра «Киев модерн-балет» 2007 год можно считать самым плодовитым и результативным. В январе основатель и руководитель театра хореограф Раду Поклитару выпустил полнометражное танцевальное полотно «Веронский миф: Шексперименты» (по мотивам «Ромео и Джульетты»), в октябре — одноактные «Дождь» и «Болеро», а 30 декабря 2007 года показал на сцене Театра им. Франко обескураживающего и разрушающего все каноны «Щелкунчика» — спектакль, уже через три месяца названный экспертами театральной премии «Киевская пектораль» событием года.
Понятно, что с лежащей в основе классического балета Чайковского сказкой Гофмана не все так просто. Каждый хореограф это знает и чувствует, но редкий постановщик решится рискнуть новогодней кассой и преподнести жаждущему светлой надежды зрителю нечто такое, что идет вразрез с полной победой добра над злом и финалом-апофеозом. Можно, как это сделал Рудольф Нуреев в парижской Гранд-опера, превратить всю сердцевину спектакля в ночной кошмар Мари, а к хеппи-энду в качестве своеобразного реверанса немецкому романтику прилепить инородный эпилог. Или, как британец Мэтью Борн, перенести действие балета в сиротский приют, тем самым оправдав сцены с изображением множества гастрономических изысков (знаменитый Конфитюренбург, «шоколадно-кофейный» дивертисмент и пр.) и приправив их неглубоко закопанными эротическими подтекстами.
«Щелкунчик» Раду Поклитару находится в опасной близости к названным версиям и в то же время виртуозно обходит их буквально по касательной. Да, это самый настоящий гранд-спектакль со всем полагающимся: многофигурным кордебалетом, живописной сценографией Андрея Злобина, объемными фантазийными костюмами Анны Ипатьевой. Наконец, со вспоротым до самой-самой нижней подкладки и затем виртуозно, без единой белой нити, перекроенным сюжетом (Раду, как обычно, триедин как автор либретто, хореограф и режиссер постановки). И, что самое ценное, с невероятной нежностью и сочувствием к каждому существу, проявляющему собственную сущность в танце — по неопытности порывистом и угловатом или откровенно комичном.
В «Щелкунчике» Поклитару много парадоксального и одновременно удивительно правдивого. Полчище мышей, в отличие от семейства Штальбаумов, оказывается способным отогреть и вернуть к жизни — увы, ненадолго — замерзающую на морозе бездомную Мари. Чтобы влюбить в себя совсем юную мечтательницу (а она, собственно, только этого и ждет), одноглазый гипнотизер Дроссельмейер превращается в игрушечного Щелкунчика (критики успели окрестить подобный сюжетный поворот «Лолитой» наизнанку»). Двойниками родителей Мари становятся те самые Мышиный король и Мышильда, дружно подкатывающие к молодой паре с недвусмысленными предложениями и превращающие их и без того странные па‑де‑де в уж совсем сюрреалистические па‑де-катр.
Тем не менее, гвоздь спектакля — это сюита национальных танцев с обязательным убийством на закуску. «Испанский танец» предлагает в разы ужатую «мышиную» версию оперы «Кармен»; «Китайский танец» — состязание мышей-сумоистов; «Русский танец» — это будто краткое изложение «Лебединого озера» на капустнике в хореографическом училище («театр в театре» каждый наверняка наблюдал не раз, а вот «балет в балете» — это нечто новое). Смерть, на протяжении двух часов «отрепетированная» в режиме черного юмора множество раз, в конце спектакля разряжается в полнейший крах иллюзий: подмену во время свадебной церемонии Щелкунчика престарелым Дроссельмейером, пробуждение Мари от ужаса всего происходящего и гибель на морозе. Кстати, ни знание фабулы, ни прожженный цинизм не спасают от переживания финала балета каждый раз как впервые. Точно так же, как и от предчувствия Рождества, вопреки всему дарящего надежду на лучшее.
Одесский национальный академический театр оперы и балета — 10 декабря, 19:00
Киев, Международный центр культуры и искусств (Октябрьский дворец) — 19 декабря, 19:00
Также на ближайшей неделе
«Антигона в Нью-Йорке»
Харьковский государственный академический драматический театр им. Т. Г. Шевченко — 6, 7, 9 декабря, 18:00
Еще не высохла типографская краска на сборнике пьес культового польского драматурга Януша Гловацкого в переводах не менее культового украинского поэта Александра Ирванца, а первый из текстов книги уже пошел в дело. В центре трагикомедии — трое бомжей из Томпкинс Сквер Парка, пытающихся похоронить своего коллегу. Отдельного упоминания заслуживают выдающиеся монологи Полицейского. Ставит это пиршество слова и духа при поддержке Генерального консульства Республики Польша соотечественник Гловацкого режиссер Анджей Щитко.
«Фокстрот 12 стульев»
Днепропетровский академический театр оперы и балета, 9 декабря — 19:00
В прошлом выдающийся премьер Днепропетровского театра оперы и балета, а с 2008 года его худрук, Олег Николаев с азартом вошел в роль балетмейстера-постановщика. Все его спектакли зрелищны, небанальны и крайне далеки от академического канона. Комический балет по мотивам романа Ильфа и Петрова с босой массовкой в пестрых костюмах от художницы Дарии Билой не станет исключением.
«Лес»
Киевский академический театр на Подоле (в помещении Малого зала Дворца искусств «Украина») — 12 декабря, 19:00
В конце 90‑х режиссер Александр Катунин оставил театр ради работы на телевидении, и с тех пор каждая из немногих его сценических работ автоматически становится культурным событием. Тем более — «Лес» Александра Островского, классический «театр в театре», где обычные бытовые интриги с воровством и обольщением возведены в ранг высокого искусства.