Самые смелые из часовых мануфактур выпускают модели, больше похожие на космические корабли будущего, чем на обычные приборы для измерения времени
De Bethune Dream Watch 5
12 лет назад бизнесмен Дэвид Занетта и часовщик Дэнни Флажоле основали марку De Bethune, которая сразу же зарекомендовала себя как авангардная. Мощности завода позволяют выпускать не более 350 экземпляров в год, но Занетта и Флажоле и не гонятся за количеством.
Модель Dream Watch 5 они нарекли «скульптурой для запястья»: формой часы напоминают очертания космического корабля из фильма 1986 года «Полет навигатора». Внутри корпуса из полированного титана пятой категории твердости находится мануфактурный механизм DB2144. Из-за отсутствия прозрачной задней крышки (в часах предусмотрено только маленькое окошко, сквозь которое видна апертура прыгающего часа и минутного диска) разглядеть сложнейший механизм, увы, не получится, хотя, уж поверьте на слово, он очень красив. Состоящий из 329 деталей, новый калибр оснащен функциями прыгающего часа, минутным дисковым индикатором и двойным барабаном, обеспечивающим пятидневный запас энергии. Механизм имеет колесо баланса из кремния и палладия и невероятно точный механизм индикации лунных фаз: он требует корректировки на один день раз в 1112 лет.
Корпус Dream Watch 5 настолько необычен, что из дополнительных украшений использован только рубиновый кабошон, размещенный на заводной головке. Новая модель от De Bethune выпускается по индивидуальному заказу и доступна по цене $ 165 000.
MB&F Horological Machine N°6 «Space Pirate»
Швейцарская мануфактура MB&F (Maximilian Busser and Friends) выпускает только необычные часы. Основанная в июле 2005 года инженером Максимилианом Бюссе, она получила всемирную славу благодаря серии Horological Machine. Каждая «машина» от Бюссе — это уникальная разработка оригинальной формы с необычной системой индикации времени. Но новые часы превзошли все, что выпускалось на MB&F до этого. О сложности «космического пирата» говорит и количество деталей (475) нового мануфактурного автоматического калибра с балансовой частотой 18 000 полуколебаний в час, и невероятно сложный корпус, собранный из 80 компонентов, и время, затраченное на воплощение в жизнь идеи, — 4 года.
В детстве Максимилиан был большим поклонником японского мультсериала «Капитан Фьючер», главный герой которого путешествовал по Вселенной на космическом корабле «Комета», состоящем из двух соединенных между собой сфер. Образ этого мультипликационного корабля стал отправной точкой в работе над проектом «Space Pirate». Новая «машина» получила целых пять сапфировых сфер, две из которых служат для индикации часов и минут: в них установлены титановые шары (толщина металлического листа сравнима с толщиной листа бумаги) с нанесенными часовыми и минутными индексами.
В «хвостовой» части корпуса находятся сферы с алюминиевыми турбинами. Турбины вращаются, стоит взмахнуть рукой. Это не просто декоративные элементы — посредством системы шестерен турбины связаны с ротором автоподзавода и выполняют функцию компенсации энергии: если ротор вращается слишком активно, часть энергии передается турбинам. В результате пружина заводного барабана не перенапрягается, что позволяет часам прослужить гораздо дольше.
Пятая сфера находится в центре корпуса и выполняет роль секундной стрелки: в ней установлен парящий турбийон, совершающий вращение вокруг своей оси за 60 секунд. Для того, чтобы спрятать турбийон от посторонних глаз (говоря о новой «машине» как о космическом корабле, Бюссе предлагает формулировку «для защиты от космической радиации»), в часах предусмотрен регулятор на отметке 9 часов. С его помощью сапфировая сфера турбийона покрывается полусферической заслонкой из шести титановых пластин.
Еще одно сапфировое стекло установлено вместо задней крышки часов. Сквозь него виден механизм и платиновый ротор. Корпус Horological Machine N°6 сделан из сплава на основе титана, алюминия, ванадия и железа — он обеспечивает высокую устойчивость к коррозии и низкую теплопроводность. Тираж новой модели — всего 50 экземпляров, но уникальных механизмов, которыми невозможно укомплектовать никакие иные часы, выпущено 100 штук. Так что вторая партия «космических пиратов», скорее всего, появится сразу после продажи первой. В том, что это произойдет совсем скоро, нет никаких сомнений, ведь цена у этой чрезвычайно сложной модели весьма привлекательная — € 165 000.
Urwerk UR-105M
Вслед за Максимилианом Бюссе в детство впали Мартин Фрай и Феликс Баумгартнер — основатели мануфактуры Urwerk: новые ее часы — дань эпохе средневековых рыцарей. «Корпус UR-105M используется в качестве брони, — объясняет Мартин Фрай. — Винты на безеле выполняют не только эстетическую функцию: с их помощью стальная броня крепится к титановому корпусу. Она защищает часовой механизм от внешних воздействий».
Стальной щит — не просто блажь дизайнеров: он защищает хрупкий мануфактурный калибр UR 5.01, работающий с балансовой частотой 28 000 полуколебаний в час. Интуитивная система индикации времени (часовщики Urwerk предлагают называть ее сателлитной) досталась UR-105M в наследство от модели UR-103, выпуск которой уже прекращен. Время, как и во многих моделях этого бренда, определяется с помощью сателлитов с часовыми индексами. Только в этот раз они представляют собой диски, а не вращающиеся пирамиды, как раньше. Двигаясь вдоль минутной шкалы, сателлиты показывают минуты.
Новая модель получила совершенно новый секундный индикатор, расположенный справа на торце корпуса, и индикатор 10‑секундных интервалов в правой нижней части циферблата. Из фирменных «урверковских» функций владельцам UR-105M досталась возможность самостоятельной настройки точности хода.Чтобы сделать сателлитную конструкцию максимально легкой, Фрай и Баумгартнер использовали довольно необычные материалы. Например, мост, к которому крепится сателлитная карусель, выполнен из полиэфирэфиркетона — легчайшего полимера, который благодаря своим качествам (в частности, инертности), используется в хирургии.
На тыльной стороне часов расположена традиционная приборная панель. На ней находятся индикатор замены масла (часы должны проходить техосмотр каждые 3,5 года), индикатор запаса хода, механизм настройки точности хода и индикатор положения заводной головки. UR-105M выпущены в двух вариантах — Iron Knight и Dark Knight. «Железный рыцарь» стоит $ 66 000, «Темный рыцарь» в корпусе с AITiN-покрытием — $ 72 000.
Parmigiani Fleurier Bugatti Mythe
В 2004 году часовая мануфактура Parmigiani Fleurier и производитель автомобилей Bugatti создали уникальные часы Bugatti Type 370 с горизонтальным механизмом в корпусе из 18‑каратного розового золота. Особенность модели заключалась в расположении механизма и циферблата: необычная конструкция позволяла водителю узнавать время не отрывая руки от руля.
10 лет спустя, отмечая юбилей сотрудничества, Parmigiani Fleurier и Bugatti запустили новый проект — Bugatti Mythe. По сравнению с этой моделью даже самые роскошные и авангардные часы кажутся обычными. Кроме материала корпуса Bugatti Mythe унаследовала от предшественницы и мануфактурный калибр PF370, состоящий из 314 компонентов и работающий с частотой 21 600 полуколебаний в час. Модель оснащена индикатором запаса хода: два заводных барабана обеспечивают часовой механизм энергией, достаточной для работы в течение 10 дней. Антрацитовый циферблат декорирован полосками розового золота, что, по мнению дизайнеров, делает его похожим на радиаторную решетку Bugatti.
Цена Bugatti Mythe — $ 430 000 за каждый экземпляр. Некоторые критики уверяют, что к этой сумме нужно добавить по крайней мере $ 1 млн. для покупки Bugatti, потому что носить Bugatti Mythe и ездить на другом автомобиле как‑то несолидно.