В последние дни декабря маэстро Роман Кофман играет два концерта: могучие опусы с симфоническим оркестром Киевской филармонии и грациозную программу с Киевским камерным.
Буква «ф» в автографе Романа Кофмана выглядит как скрипичный ключ. В нынешнем сезоне у дирижера, прославившего Украину на посту руководителя Боннской оперы и Боннского симфонического оркестра имени Бетховена (с которым Кофман к тому же записал все симфонии Шостаковича и получил за запись престижнейшую музыкальную премию «Echo Klassik»), запущены параллельно два цикла. Один — проект «Все симфонии Иоганнеса Брамса» с филармоническим симфоническим оркестром, второй — ежегодная работа с Киевским камерным, который Кофман возглавляет с 1991 года. Маэстро сам помогает понять, чего ожидать от его декабрьских концертов.
Едва вернувшись из Бонна в Киев, Кофман, обладатель незаурядного литературного таланта и автор не только поэтических сборников, но и литературы о психофизике своей профессии, написал новую книгу «Дирижер и оркестр, или 100 ненужных советов молодым дирижерам» (2009). Это увлекательное чтение. На 132 страницах маэстро отговаривает робких коллег, подбадривает периферийных (географическая провинция вовсе не означает творческой, старайтесь изо всех сил). Дает списком действенные рецепты того, как во время репетиций повысить у музыкантов чувство ансамбля — ключевое в оркестровом искусстве и не у всех врожденное. Растолковывает, с чего начинать разбор сочинения, которое оркестру предстоит играть впервые, и при каждом удобном случае повторяет: важнее всего для дирижера — обязанности перед композитором. В конце концов, большая часть аплодисментов, достающихся дирижеру после концерта, на самом деле украдена им у авторов только что исполненных партитур. Кофман объясняет, что неважно подготовленному оркестру прописан лечебный репертуар из венских классиков и раннего романтизма, а для сильного коллектива программы нужно компоновать или по универсальной пропорции (три произведения венских классиков, по два — романтиков и пост-романтиков, плюс пара опусов ХХ века и одна-две авангардных вещи) или таким образом, чтобы авторы «подсвечивали» друг друга, порождая у слушателей новые музыкальные взаимосвязи.
Первый виолончельный концерт Шостаковича сопоставим с Третьей симфонией Брамса, поскольку и тот, и другой композитор в этих сочинениях сделали что‑то, ранее рамками каждого жанра не предполагаемое. Симфония Брамса (1883) движется от патетического мажора первой части к мрачной развязке финала — для других авторов XIX века такая трагичная драматургия немыслима. К тому же по пути вместо зубоскального Скерцо оказывается нежнейшее напевное Интермеццо (это Брамс изобрел еще в Первой симфонии). А в саркастическом концерте Шостаковича, с реминисценцией песни «Сулико» (которая в 1959 году уже перестала быть сталинской святыней), мало того, что солист постоянно доминирует над оркестром, так еще и его сольная каденция столь обширна, что выделена в самостоятельную часть, и вместо традиционных трех частей получаются четыре — таких случаев во всей истории музыки меньше, чем пальцев на руке. В этой каденции в обратном порядке проходят и гнутся, как того пожелают автор и солист, все предыдущие темы концерта и только затем наступает финал.
Это сочинение 20 декабря с Кофманом играет замечательный 25‑летний киевский виолончелист Артем Полуденный, уже успевший переиграть тьму классической и совсем новой музыки в нескольких оркестрах, выступить как прекрасный артист в струнном квартете и представить нашу страну в качестве солиста в рамках Дней Украины в Грузии. У виолончелистов глубина идеи ценится наряду с легкостью и густотой звука, а у Полуденного вдобавок к этому есть и искренняя интонация, и понимание внутренней пружины, толкающей музыку в рост.
29 декабря за пультом Киевского камерного Кофман продирижирует прекрасные вещи из постоянного репертуара оркестра, которые могут служить образцами разных типов музыки. Светлый нескончаемый (даром что шестиминутный) Канон Иоганна Пахельбеля; краткую страстную увертюру Генделя к оратории «Теодора»; фантастически характерные, от забавных и едких до деликатных и пленительных, пьесы Прокофьева «Мимолетности» в оркестровке Рудольфа Баршая. А после антракта, как бы платочком помахав последним дням уходящего календарного года, — «Прощальную» симфонию Гайдна, вовсе не сентиментальную, но способную растрогать и тихо отогреть закоулки души.
Киев, Национальная филармония Украины
20 и 29 декабря — 19:00