Фрэнк Тиманн, менеджер по корпоративным связям Rolls-Royce Motor Cars в Европе поведал нам об антикризисных рецептах марки и о том, почему заморожены проекты бронированного и электрического «ройсов». А также о самом первом украинском клиенте, ухитрившемся получить свой Silver Ghost в разгар Первой мировой войны.
— В октябре на парижском автосалоне вы говорили, что готовите сюрприз для украинских поклонников марки. Уже можно раскрыть какой именно?
— Да. Ровно сто лет назад Rolls-Royce отгрузил одну из своих моделей в Одессу. Об этом свидетельствуют и архивные данные, и список всех покупателей, опубликованный в книге «Rolls-Royce эдвардианской эпохи». Ее написали в 1994 году два авторитетных автомобильных историка Джон Файзел и Брайен Гудман, раскопавшие истории всех «ройсов», произведенных между 1904 и 1917 гг.
— И кто был первым украинцем, заказавшим себе Rolls-Royce?
— Согласно нашим источникам, его звали Хоратио Кук. Или может Горацио? Несмотря на итальянское имя и английскую фамилию, этот джентльмен родился в Одессе, в семье бристольских торговцев, осевших в тех местах в середине XIX века. И, сам того не подозревая, существенно переписал историю пребывания Rolls-Royce в вашей стране. Дальнейшая судьба автомобиля Кука пока не известна, но наши историки ею заинтересовались. Так что эта тема еще получит свое развитие.
— Глава RR Торстен Мюллер-Отвос постоянно подчеркивает, что ваша компания не стремится быть массовым производителем. Тем не менее, Rolls-Royce год за годом бьет собственные рекорды продаж. Как марка застраховала себя от потери эксклюзивности?
— Безусловно, очень приятно отмечать несколько лет подряд рекордные результаты продаж. Однако мы не ориентируемся на объемы, наш бизнес — это бизнес индивидуальности и персонализации. Мы по‑прежнему будем вносить драгоценную капельку в автомобильный океан, и стремимся производить всегда на один автомобиль меньше, чем того требует рынок.
— Maybach показал миру, что на рынке есть место для еще более дорогой модели, чем Phantom. Планирует ли Rolls-Royce занять эту сверхузкую, но статусную нишу?
— Основатель марки Генри Ройс когда‑то сказал: «Качество остается, когда цена уже давно забыта». Нам не требуется подобного ценового позиционирования. Наш путь — путь подлинности и справедливого соотношения цены и качества. Линейка Phantom — это вершина в superluxury-сегменте, уникальное сочетание лучших материалов и инженерной целостности.
— Боссы RR несколько раз заявляли, что компания всерьез рассматривает возможность выпуска внедорожника. Как сейчас обстоят дела с этим проектом?
— Мы с интересом наблюдали за сегментом 4x4 и поручили нашей проектной группе подготовить к рассмотрению первоначальные идеи, вместе с рядом других вариантов модели. Задача в том, чтобы автомобиль этого сегмента соответствовал высочайшим стандартам бренда Rolls-Royce и ожиданиям наших клиентов. До этого мы не можем делать дальнейшие заявления.
— Насколько безграничны возможности вашего отдела персонализации Bespoke? Сможет ли он построить внедорожник для давнего клиента компании, как это сделал, например, Bentley для султана Брунея в 1997 году?
— Пожелания и мечты наших клиентов столь же разнообразны, как и количество цветов кузова (44 тысячи. — Прим. ред.), которые мы предлагаем. Один из самых очаровательных примеров был связан с джентльменом, который пришел к нам с педалью от игрушечного автомобиля серого цвета, на котором он катался ребенком. Джентльмен хотел заказать свой первый Rolls-Royce в точности такого же колера. Мы подобрали искомый цвет. Возможно, вы скажете, что это был не очень изысканный выбор, зато — прекрасная память о своем детстве. По просьбе другого заказчика мы перенесли кнопки кондиционирования в соответствии с его потребностями. Но никогда в истории мы не делали столь радикальных изменений в кузове. Хотя в будущем все может измениться.
— Еще в 60‑е годы купить RR было не проще, чем стать членом закрытого клуба: требовались письменные рекомендации двух клиентов RR. Когда ситуация изменилась? Кому сегодня вы не продадите Rolls-Royce?
— Ко всем потенциальным клиентам мы относимся с одинаковым уважением и не беремся судить о них, как о личностях. Мы всегда были очень рады рекомендациям клиентов, но о том, что эти рекомендации нужны были как «входной билет» для приобретения Rolls-Royce, я сказать ничего не могу. По моему мнению, это еще один из множества прекрасных мифов, окружающих автомобили Rolls-Royce.
— Как, по- вашему, будет развиваться в ближайшее время рынок автомобилей высшего класса?
— Эксперты прогнозируют значительный рост рынка автомобилей люкс-класса в Азии в целом и в Индии в частности. И в Восточной Европе. По данным консалтинговой компании Cap Gemini, богатство и количество состоятельных людей будут продолжать увеличиваться. В ближайшие годы — на более чем 6 процентов. Это хорошая новость и для производителей товаров люкс-класса, и для экономики вообще, поскольку деятельность многих из наших клиентов положительно влияет на бизнес в целом.
— Расскажите, пожалуйста, подробней о юбилейной коллекции Ghost Alpine Trial Edition. Чем она отличается от базовой?
— Юбилейная коллекция Alpine Trial создана в память о победе Rolls-Royce в «Альпийском ралли» 1913 года. То есть вдохновение мы черпали в том самом фаэтоне Silver Ghost, который не просто преодолел одну из самых сложных гонок своего времени, но и получил самую важную награду — «Лучший автомобиль в мире». В коллекции Alpine Trial Centenary Collection воспроизведены характерные для победителя черные решетка радиатора и колесные диски. Кстати, это первый случай, когда на современном автомобиле RR окрашена решетка радиатора. В отделке салона использовано множество элементов индивидуального оформления, также вдохновленных «Альпийским ралли». Так, на часах обозначены этапы ралли и соответствующие промежутки времени старта и финиша. Вставки ручной работы, украшающие приборную панель и столики для пикника, отображают топографию и маршрут триала. Каждый элемент, естественно, изготовлен вручную. Кроме того обивка потолка салона выполнена в таком же цвете, как и верх кузова автомобиля. Картину дополняют декоративные цировки на кузове, выведенные вручную и напоминающие о трех участниках заводской команды Rolls-Royce.
— У RR все еще нет отдела маркетинговых исследований? Как в таком случае вы решаете в каком направлении развивать модельную линейку?
— Мы знаем каждого клиента лично и регулярно разговариваем с ними. Это один из наших самых больших активов — знать из первых рук о требованиях, желаниях и мечтах клиентов. Это гораздо полезней любых маркетинговых исследований.
— Разные источники утверждают, что на сегодняшний день на ходу 70‑90 % всех когда‑либо выпущенных «ройсов». У вас есть более точная статистика? И куда обращаться владельцам раритетных моделей?
— Независимый клуб энтузиастов Rolls-Royce недавно провел исследование, согласно которому на ходу сейчас находится 80 % всех когда‑либо построенных нашей компанией моделей. Владельцам раритетных «ройсов» в вашей стране я рекомендую обращаться к украинскому дилеру Rolls-Royce Motor Cars.
— Расскажите, пожалуйста, о программе Provenance. Что она сулит покупателю подержанного Rolls-Royce?
— Если коротко — благодаря программе Provenance покупатель Rolls-Royce получает такие же гарантии качества автомобиля, как и покупатель нового. Ибо каждый автомобиль, проданный по этой программе, соответствует всем критериям, установленным Rolls-Royce Motor Cars. Наши специалисты проводят процедуру проверки, в том числе полный дорожный тест, чтобы удостовериться, что каждый автомобиль соответствует стандартам. Продаваемые через Provenance модели хранятся в строгом соответствии с нашими требованиями и продаются только через авторизованных дилеров. Обслуживание и ремонт автомобиля, даже солидного возраста, окупаются в течение нескольких лет. Так что могу утверждать, что при покупке автомобиля через программу Provenance клиент надежно защищает свои инвестиции.
— Часто следствием кризисов является резкое ухудшение криминальной обстановки. А значит, растет спрос на бронированные автомобили. Почему Rolls-Royce сначала разработал, а затем заморозил программу бронирования своих автомобилей?
— Мы сделали пилотный проект по бронированию, но обнаружили, что большинство клиентов продолжают использовать обычные лимузины и седаны Rolls-Royce. Однако есть несколько компаний, которые предлагают свои услуги по защите наших автомобилей.
— В 2011 году вы создали седан Phantom 102EX на электрическом ходу, который в ходе кругосветного путешествия собрал множество положительных отзывов от клиентов марки. Причина заморозки проекта только в недостаточной емкости аккумуляторов?
— 102ЕХ был одним из лучших наших маркетинговых проектов. Более трех сотен клиентов Rolls-Royce во всем мире имели возможность протестировать этот экспериментальный автомобиль. Эксперты отмечали лучшую плавность хода и абсолютную тишину во время езды. Однако клиенты были не готовы идти на компромиссы, поскольку длительность хода и время зарядки батарей не совпадали с их ожиданиями и привычным ритмом жизни.
— У Rolls-Royce уникальный опыт продаж автомобилей в любых странах и во все времена. Сейчас ЕС на пороге нового финансового кризиса, Украина уже в нем. Что помогло вам пережить предыдущий кризис, чему он вас научил и как вы готовитесь встретить следующий?
— Когда я пришел в компанию в 2005 году, Rolls-Royce отгружал в США каждый второй автомобиль. С тех пор мы сбалансировали продажи по всему миру и теперь стараемся избежать излишней зависимости от одного региона или страны.
— Сколько «ройсов» было продано в Украине в уходящем году?
— Rolls-Royce не публикует цифры продаж по каждой конкретной стране. Могу сказать только, что в этом году мы передали украинским клиентам несколько машин.
— Как вы относитесь к мнению, что покупать «ройсы» в сложное для страны время неуместно?
— Наши клиенты — это владельцы бизнесов и предприятий. Они — своего рода генераторы позитивного влияния на экономику, поскольку сохраняют рабочие места в самые трудные времена, чем поддерживают местную экономику. Для многих наших покупателей сегодняшний день — самое правильное время для инвестиций.
— Киевский шоу-рум Bentley закрыт уже полгода. Вы будете продолжать продавать Rolls-Royce в нашей стране?
— Продолжающиеся инвестиции в этот шоу-рум (встреча проходила в салоне Rolls-Royce, расположенном на первом этаже бизнес-центра «Леонардо». — Прим. ред.) показывают четкие договоренности для будущего бизнеса в Украине.
Украинский след Rolls-Royce
Признаться, история об «одесском» Rolls-Royce настолько нас взволновала, что мы провели собственное расследование. Опираясь на наши корпункты в Одессе, местных архивариусов и найденную британцами «карту шасси», удалось воссоздать некоторые детали заказанного Горацио Куком автомобиля. Картина вырисовалась прелюбопытная. Например, транспорт с автомобилем на борту пришвартовался в одесском порту в начале декабря 1914 года. То есть когда в Европе уже вовсю полыхала Первая мировая война. Турция объявила войну Франции (порт отгрузки автомобиля) и Великобритании еще 5 ноября, а значит могла потопить любое — даже транспортное — судно, проходящее через Босфорский пролив или Дарданеллы. Шасси модели Silver Ghost Colonial (кузова RR стал делать только после Второй мировой войны) было заказано Куком еще в 1913 году, через единственного европейского — парижского — дилера. Нужно ли говорить, что англичане уже тогда собирали и обкатывали автомобили без суеты? В итоге одесский заказ был готов только в марте 1914 года. Но только для отправки через Ла-Манш, где ему предстояло обрести роскошный кузов. Причем Горацио Кук оказался весьма последовательным, выбрав не только самую дорогую модель самой дорогой марки, но и одно из самых дорогих кузовных ателье — парижское Rothschild et fils, Rheims et Auscher. После окончания работ французы вернули автомобиль обратно на завод — для приемочных испытаний и оформления техпаспорта. Можно представить себе, как нервничал Кук, следя по газетам, как после сараевского убийства эрцгерцога Фердинанда Европа погружается в пучину войны. Еще неделя промедления — и «призрак» мог бы застрять в порту французского Бреста неизвестно насколько. Но, как мы знаем, все обошлось. Скорее всего, не в последнюю очередь благодаря тому, что заказчик сам был морским торговцем и знал о морских перевозках больше, чем могут предположить историки.
А вот дальнейшая судьба первого в Южной Пальмире RR остается загадкой. Нет точных данных даже о поставке автомобиля на учет и выдаче номерных знаков. Весьма вероятно, что из‑за по‑авиационному трехкратного запаса прочности «ройсов» его вскоре переделали в броневик — был такой тренд в те лихие времена. Либо же автомобиль мог вернуться на историческую родину благодаря расторопности отступающих войск Антанты — ведь «призраки» уже тогда стоили, как приличное поместье в Кенсингтоне. Впрочем, часть судов из Одессы отплывали в ближайшие порты — в Румынию, Грецию, Грузию и Болгарию, так что автомобиль мог затеряться в любой из этих стран. Будем надеяться, что британским архивариусам удастся отыскать след первого «украинского» Rolls-Royce.