Интервью с Александром Мукомеловым.
Вы первый украинский дизайнер, получивший премию Red Dot Product Design Award. Расскажите несведущим, в чем повод для гордости.
Red Dot называют «дизайнерским Оскаром». Даже церемония вручения похожа — красная дорожка, дресс-код Black tie. Это одна из самых авторитетных наград в области дизайна, с номинациями в трех категориях: промышленный, коммуникационный и концептуальный дизайн. Самой престижной негласно считается первая, ее вручают за уже готовый, реально существующий на рынке продукт. Церемония проходит в немецком Эссене, который, кроме старых угольных шахт, некогда показательных, а ныне закрытых, института и музея дизайна, ничем не примечателен.
Собираются на церемонию только победители. В этом году их оказалось немало — около 1000 призеров, выбранных из более пяти тысяч соискателей. Среди людей, известных широкой публике, присутствовал, например, модный дизайнер Джимми Чу. Он был в составе жюри, а среди номинантов можно отметить представителей дизайн-департаментов Porsche, BMW, Apple. Лучшей дизайн-командой года признали ребят из Lenovo.
Эти китайские ноутбуки за последние семь лет стали действительно качественными и конкурентоспособными. Важное отличие Red Dot от премий, скажем, более артовых состоит в том, что она присуждается, среди прочего, и за коммерческий успех. Здесь много продуктов, которые будут хорошо продаваться или уже продаются.
Жюри не вручит вам приз только за то, что салатовые ножки у стульчиков в этом году в тренде. Работает целый институт дизайна во главе с Петером Цеком, отслеживая актуальные тенденции, свободные ниши на рынке. Дизайн — это ведь не просто красивая форма, это инструмент бизнеса. В среднем разработка продукта занимает от года до пяти лет. Поэтому так важны глобальная стратегия, глубокое изучение рынка и предпроектные исследования.
Сколько времени ушло на создание мойки Mono, за которую вы получили Red Dot? И чем, собственно, она инновационна?
Над созданием Mono мы начали работать полтора года назад совместно с немецкой компанией Schock, представленной на территории СНГ. Стояла задача разработать серию компактных моек для кухонь, длина рабочей столешницы которых не превышает трех метров. На тот момент в ассортименте производителя в основном были мойки, предназначенные для просторных кухонь загородных домов. Но если зайти в квартиру среднестатистического украинца или даже западного европейца, особенно в больших городах, становится ясно, что мойка метровой длины подходит далеко не всем.
Теряется добрая часть рынка. Мы специально поднимали документацию в России, Украине и Беларуси: оказалось, около 80 % всех застроек осуществлены по типовому проекту. В Москве, например, 30 % квартир в домах с такой стандартной планировкой имеют кухни общей площадью от 4 до 5 метров. К вашему сведению, у нас ситуация чуть лучше: типовая украинская кухня — от 7 до 12 метров.
По мере изучения стало понятно, какие габариты наиболее востребованы. Мы разработали серию моек из семи моделей, длиной от 63 до 76 см. Важна была также эстетическая составляющая. Дизайн — как можно более минималистичный.
В большинстве моек «крыло», то есть место, на которое ставится посуда или кладутся после мойки продукты, зачастую представляет собой чистый декор — с массой линий, желобков и узоров, совершенно не функциональных и морально устаревших. Такие излишества усложняют чистку поверхности. Мы углубили крыло, а чтобы там не скапливалась вода, предложили небольшой уклон. Также разработали новый перелив — мойка теперь без проблем справляется с максимальным потоком воды.
Говорят, четыре ваших концепта также удостоены премии Red Dot в соответствующей категории. Расскажите о них.
С концептами всегда интересно: нет заказчика и жестких сроков, есть перспективная идея. Первым нашим концептом, отмеченным Red Dot, был бесконтактный смеситель Water Symphony. Идея эта родилась, когда мне было лет семь. Как‑то странно казалось открывать кран грязными руками, мыть руки и закрывать кран, снова соприкасаясь с грязной поверхностью уже чистыми руками.
Помнится, в 1990‑е появились бесконтактные смесители. В основном они использовались в общественных местах и подавали усредненную холодную воду. В домашних же условиях важно контролировать напор и температуру. Мы представили Water Symphony в 2009 году не в качестве эстетического экзерсиса, а в качестве аналитической работы: как этим управлять, как сделать, чтобы настройки давления воды и температуры воды не пересекались и не вызывали сбоев. Мы развели эти функции на два потока действия — голосовое управление и управление жестами.
В те годы регулирование голосом воспринималось чуть ли не как фантастика, но мы знали, что такие разработки уже существуют и технически реализуемы.
Через каких‑нибудь два года для мобильных телефонов, телевизоров, бытовой техники и автомобилей появилось программное обеспечение с этой опцией. Похожая история с концептом телефона, за который мы получили Red Dot Concept Design Award в том же 2009 году.
Идея в том, что с помощью машин быстрого прототипирования каждый может сделать для себя телефон, какой пожелает — смоделировать форму и размер корпуса, выбрать цвет, узор, рисунок, все это — на специальном ресурсе в интернете. Когда моделирование закончено и заказ оплачен, машина «выращивает» желаемую модель, а затем ее начиняют необходимой электроникой. Мы были одними из первых, кто увидел в технологии 3D-печати потенциал создания индивидуализированных повседневных вещей, за что и были награждены.
В 2010 году мы получили еще две премии Red Dot. Одну — за концепт ванны Infinity, вторую — за прибор для лечения косоглазия, дальнозоркости и близорукости. Ванна иллюстрирует наше представление о том, как может развиваться индустрия спа-процедур в домашних условиях.
Мы оснастили Infinity «бортовым компьютером» и инновационной системой со съемными картриджами, наполненными различными компонентами — от морской соли до ароматических масел и парфюма.
Пульт управления на боковой панели, подключенный к интернету и системе «умный дом», индивидуализирует процесс принятия ванны: можно задать желаемую температуру воды, скорость ее подачи, режимы работы гидромассажных форсунок, выбрать музыку, включить ароматерапию. Воздействуя на четыре из пяти известных чувств (зрение, обоняние, осязание и слух — через ароматы, музыку, тактильное и визуальное восприятие), мы получаем принципиально новый уровень комфорта. А очки OAED были разработаны совместно с Крымским медицинским центром реабилитации зрения.
На сегодняшний момент они произведены (правда, в более дешевом варианте, чем концепт) и реально действуют. Оказалось, что в 80 % случаев проблемы со зрением связаны с приобретенной атрофией мышц, и благодаря тренировке — напряжению и расслаблению зрительных мышц — человеку можно вернуть нормальное зрение.
В корпусе прибора установлено 12 линз различных диоптрий, которые автоматически сменяются каждые 2‑3 минуты, заставляя глаз попеременно напрягать и расслаблять определенные пары мышц. Для центра мы разработали еще несколько приборов, но в эстетическом смысле они далеки от идеала, поскольку создавать аппараты на серьезном уровне, с хорошими дорогими пресс-формами требует больших финансовых вложений.
Именно поэтому вы работаете в основном с авторитетными западными компаниями — Roche Bobois, Moree, Kikkerland?
С украинцами тоже работаем. Сейчас, например, совместно с бюро «АртКБ» разрабатываем для отечественной компании Ecosoft фильтры для воды. Первые бытовые фильтры уже продаются, в ближайшие полгода в продажу поступят следующие образцы.
Мы создаем для Ecosoft и дизайн того, о чем конечный потребитель не догадывается. Случайно выяснилось, что это вообще первый опыт в мировой практике, когда рука дизайнера коснулась фильтрующих установок. И если вдруг эта тема кому‑то интересна, украинский продукт их удивит.
Однако немногие украинские заказчики готовы сегодня к серьезному дизайнерскому процессу. Был в нашей практике случай, который хочется выдать за анекдот, но это, увы, реальность. Мы вели длительные переговоры с представителем известного отечественного бренда. Узнав, что над проектом нужно работать два месяца, директор компании разгневался и счел столь долгий по его меркам срок признаком некомпетентности подрядчика: «За полторы-две недели моя секретарша делает несколько вариантов, которые мы отдаем инженеру, и все у нас хорошо».
У нас пока нет полного осознания того, что дизайн — не просто красивая форма. На стадии разработки проекта важно понимать, какие существуют технологии, какие новые потребности возникают у пользователя и как будет выглядеть продукт через 3, 5, 10, а то и 20 лет. Нередко технологии, в разработку которых были вложены огромные суммы, в конце концов оказывались невостребованным.
Вспомните Pоlaroid — фотоаппарат, позволявший получить готовую фотографию почти моментально. Компания инвестировала в исследования, производство и модернизацию чуть ли не 90 % всех доходов.
В 1980‑1990-е годы они были на гребне волны, но упустили важный момент — зарождение цифровой фотографии. Речь шла не просто о мгновенных изображениях, но еще и о бесплатных — не надо было покупать пленку. Персональные компьютеры создали инфраструктуру для цифровых изображений, и Pоlaroid — на тот момент компания-лидер — прогорела потому, что не спрогнозировала, как будет выглядеть устройство для фотографии в ближайшем будущем.
В нашей практике были проекты, поработав над которыми, мы приходили к заключению, что именно этот продукт, с такой поставленной задачей, рынку не нужен. Нужно либо корректировать задание, либо отказываться от него, потому что подобное предложение уже существует или через год будет неактуальным. Далеко не каждый предприниматель может это принять. Вот почему с европейскими компаниями работать проще — они тебя еще и поблагодарят за то, что предупредительно не сделал ненужную работу.
Но в Европе предостаточно и собственных профессионалов. Что делает вас конкурентоспособными?
Наше преимущество в том, что мы живем в Восточной Европе. У нас есть понимание менталитета и специфики, и мы можем помочь компаниям создать продукт, необходимый здесь. С другой стороны, границы стираются. Мир открыт, и для компаний гораздо важнее твой подход, твой ход мысли, процесс коммуникации и то, чем ты можешь помочь увеличить прибыль, чем твое происхождение. Не важно, кто где находится. Сегодня все работают со всеми. И хороший дизайн — это не локальный дизайн. Это глобальный дизайн.