Винограды солнечной долины

Долина Напа известна даже трезвенникам.
Дела у напских виноделов идут настолько хорошо, что им завидуют французы.

Напа: простое, благозвучное, одинаково произносимое на любом языке имя. Виноград, впервые посаженный здесь в 1830-х, прекрасно прижился и отлично себя чувствует, впрочем, как и во многих других районах Калифорнии. А вот тот факт, что 17637 гектаров виноградников долины за год заработали графству Напа 13 миллиардов долларов, является исключительным. Это делает Напу самым значимым винным именем за пределами Европы.

Отпускная цена востребованных вин долины вроде Harlan и Screaming Eagle в 2009 и 2010 годах была выше топовых бордосских вторых крю. На ежегодном благотворительном напском аукционе в июне этого года побывало около двух тысяч гостей, в сумме потративших 16,9 миллионов долларов на продукцию местных виноделов, что побило рекорд 2005 года (10,5 миллионов).

На что похоже это место? Те, кто посещал долину Баросса в Австралии (это главный конкурент долины Напа за звание самого известного винодельческого региона за пределами Европы), часто приходят в замешательство от его топографической невыразительности. И совсем другое дело — геологически юная Напа, рельеф которой буквально дышит мускулистой энергией.

С двух сторон долина имеет четкие границы: с запада ее подпирают горы Майакамас, а с востока — гряда Вака. Вдоль долины бежит река: 89 километров от истока до моря.

Можно было бы предположить, что границы Napa Valley AVA, то есть винодельческой зоны долины Напа, совпадают с границами бассейна реки. На деле же, в 1981 году, когда была официально зарегистрирована винодельческая зона, в нее включили и некоторые виноградники, лежащие восточней бассейна. Но самые знатные винные хозяйства, такие как To Kalon, Martha’s и Fay, расположены в пределах видимости туриста, въехавшего в долину.

После этих простых вводных картина усложняется — но и это играет на руку Напе. Великие вина Европы приучили мир, что на органолептические показатели оказывают влияние малейшие изменения в количестве солнечного света, направлении и силе ветра, высоте над уровнем моря и составе почвы.

Теперь в пределах Напы существует не менее 16 «вложенных» апеласьонов. Любые сомнения в целесообразности такого разделения развеются после недолгой прогулки по границам долины. Оглянитесь вокруг, стоя в тени гор Макамас: вы увидите папоротники, раскачивающиеся под сенью елей и секвой. Затем отправляйтесь к Вака и прогуляйтесь по тропинкам, проложенным сквозь колючий кустарник - калифорнийскую версию французских гаррига.

Величина, известная как сумма активных температур (GDD), - показатель достигает уже 1971 — теплее, чем в среднем по Лангедоку.

Поскольку часть виноградников располагается на уровне, близком к уровню моря, а оставшаяся лежит на высоте более 800 метров, винодельческие зоны долины обычно делят на «горные» и «дольние». Горы Хауэлл Маунтин и Пик Атлас в гряде Вака, а также Даймонд Маунтин, Спринг Маунтин и Маунт Видер в гряде Маякамас образуют горное окружение долины, ниже располагаются районы Святой Елены, Резерфорд, Оквилль, Йонтвиль и Стэгс Лип.

Казалось бы, логично было ожидать четкого контраста: скажем, полнота и богатство вкуса в винах нижней части долины против свежести, живости и резкости вин высотных участков.

С Напой все сложнее по двум причинам. Первая — это обилие естественных террас, формирование которых происходит постоянно из-за того, что земля размывается горными потоками. Красивее этих террас здесь нет ничего.

«Мы говорим Напа, подразумеваем каберне, — говорит Кристофер Хоувэлл, работающий в хозяйстве Spring Mountain’s Cain. — А лучший напский каберне растет на террасах».

Вторая причина — знаменитые калифорнийские туманы. Низкие, идущие с океана облака окутывают долину по ночам, а с первыми лучами солнца превращаются в густую дымку. Раскинувшаяся у подножья гор, Напа находится в разных «высотных поясах». Туман помогает унифицировать климатические особенности находящихся в долине хозяйств.

Скопившаяся в воздухе влага предотвращает землю от перегрева в низине, в то время как в более прохладном верховье, где туманов не бывает вообще, земля начинает нагреваться с первыми лучами солнца.

Терруар Напы особенный. Местным виноделам завидуют производители Бордо и Бургундии. Природу не переделаешь: недостаточное количество солнечных дней во Франции может испортить весь урожай — виноград не успеет дозреть. В Напе таких проблем нет: урожай поспеет в срок и, что называется, при любой погоде.

Европейцы, хотя бы однажды съездившие в Штаты, в один голос говорят, что здесь больше свободы. Это утверждение могло бы стать девизом напских виноделов: они, в отличие от европейских, не зависят от каждого градуса тепла или холода.

Цена лучшего вина из Напы заставляет восхищаться им еще громче. Но, хотя многие марки долины на слуху, не все способны их оценить. Поскольку, к сожалению, это вино продается далеко не везде.

Приехав в долину, я прихватил с собой немало скепсиса. Он улетучился через пять дней, и мои представления о качестве местного вина перевернулись с ног на голову. Сейчас я не могу вспомнить ни одного сделанного вне Европы красного вина, которое произвело бы на меня большее впечатление, чем Cathy Corison’s Cabernet Sauvignon 2009, винтажи 2008, 2009 и 2010 годов от Shafer’s Hillside, или Yountville Dominus 2009.

Все эти вина разные, но у каждого неповторимый аромат. В мире найдется немного марок вин такой ценовой категории, способных конкурировать с вышеперечисленными образцами. Но, повторюсь, при всем желании обменять деньги на бутылки с этим вином, это получится не у всех.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама