Коронованный первым местом в альбомном хит-параде Billboard, обласканный критикой канадский семейный рок-оркестр Arcade Fire в ноябре устраивает неоправданно скромный тур по Европе.
Не замечать эту группу, несмотря на их инди-статус, уже невозможно. Даже водителям маршруток стоит готовиться к тому, что если не сейчас, так в ближайшие годы, разок-другой они случайно налетят на Arcade Fire в радиоэфире. Их признали все и бесповоротно.
С самого начала творческого пути эта монреальская банда, созданная Уином Батлером и его женой Режин Шассань, шла в гору. Когда в 2004‑м они издали свой первый альбом «Funeral», в них сразу влюбились не только профессионально скептичные музыкальные критики, но и сами звезды музыкальной индустрии: Дэвид Боуи, Боно и Крис Мартин. Помощь в промоушене от старших коллег по цеху была немалой: U2 использовали песню «Wake Up» в качестве интро в своем Vertigo-туре, а Боуи согласился на участие в масштабном шоу Fashion Rocks — это был один из немногих его выходов на сцену в последние 10 лет — только при условии, что в список участников включат также Arcade Fire, причем две песни они тогда исполнили совместно. Сама семейка (в группе есть еще брат Уина Батлера — Уильям) похвалы приняла спокойно и оптимистичнее их творчество не стало. Да и чего веселиться, если записи дебютного диска сопутствовали сразу три смерти — бабушки Режин, дедушки Уина и Уильяма, а также тетки еще одного участника группы Ричарда Перри.
Действительно массовыми они становятся только сейчас
Второй альбом укрепил их позиции и создал новый плацдарм для движения вверх. Критики вновь носили своих новых кумиров на руках, а они пели о Боге, освещая свой путь диском «Neon Bible», записанным в бывшей пресвитерианской церкви, купленной на деньги команды. Третий лонгплэй Arcade Fire — «The Suburbs» — на контрасте с названием оказался не «окраинным», а самым что ни на есть центровым. «Грэмми» за лучший альбом поставил их на заслуженную верхнюю ступеньку музыкальной иерархии, но в действительности массовыми они становятся только сейчас. Свежий, четвертый диск «Reflektor», вышедший у Arcade Fire по устоявшемуся графику (через три года после предыдущего), показал еще одно неизменное свойство команды — находиться в круглосуточном поиске, вне зависимости от того, чем занимаешься: пишешь тексты, складываешь в голове аранжировку или сочиняешь вокальную мелодию. Все настолько идеально, что кажется — за эти 10 лет творчества они только и делали, что «перемалывали» все свои эмоции и впечатления в топливо для подпитки этого огня. Даже на детей не было времени — первенец Уина и Режин появился лишь в этом апреле.
Четвертый альбом и рождение наследника у четы лидеров коллектива — это еще не все достижения Arcade Fire в этом году. Первые места в чартах по обе стороны Атлантики — лишь финансовая констатация успеха. Процесс и, в особенности, его участники — куда важнее. А в очередь на сотрудничество с канадским ансамблем стоит целая толпа из талантов высшей пробы. В частности, сопродюсером последней пластинки стал Джеймс Мерфи (основатель культовой постпанк-дискогруппы LCD Soundsystem), а последние клипы снимали Спайк Джонз («Быть Джоном Малковичем») и Антон Корбайн (режиссер фильма о лидере Joy Division Яне Кертисе «Контроль» и автор визуальной эстетики Depeche Mode). Кроме того, канал NBC показал их 22‑минутный клип, поставленный режиссером Романом Копполой, примечательный, помимо исполнения трех композиций с «Reflektor», присутствием в кадре кучи приглашенных звезд — Боно, Бена Стиллера, Джеймса Франко и даже Зака Галифианакиса.
Когда Arcade Fire микшировали заглавную песню последнего альбома в одной из нью-йоркских студий, зашедший на огонек Дэвид Боуи сказал, что украдет ее, если они не поспешат с выпуском диска. С билетами на их европейский тур та же ситуация: если не поторопитесь, возможность услышать канадцев в зените их крутости у вас могут украсть в любой момент.
16 ноября — Глазго
19 ноября — Берлин
22 ноября — Ножан-сюр-Марн (Франция)
24 ноября — Брюссель
27 ноября — Блэкпул