В четвертом квартале регулятор проверит трех продавцов «автогражданки»: «Оранта-Сич», «Галицкая», «QBE Украина». Проверки пройдут также в компаниях «Кредо», «Запад Резерв», «Приморье», «Инто», «Теком», «Крона», «Мега-Полис», «Доверие и Гарантия» и у страховщиков жизни «PZU Украина страхование жизни», «Ильичевская», «Арсенал Лайф» и «М-Лайф». Это плановые инспекции, о которых Нацкомфинуслуг сообщает заранее.
Эксперты не исключают, что такие проверки могут добавить страховщикам головной боли, а некоторым и стоить лицензии.
Проверка показала
Лишиться лицензии может, в частности, компания «Киев Ре», если до 5 октября не даст комиссии отчет о выполнении предписаний, которые были предъявлены компании после последней инспекции. У компании обнаружилась кредиторская задолженность на сумму 0,3 млн грн и проблемы с активами, около 30 млн грн которых размещались в «мусорных» ценных бумагах. «В ходе проверки было выявлено ряд серьезных нарушений. Но мы надеемся, что компания их устранит», — сообщил член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб. В этом уверена и директор самой «Киев Ре» Альбина Тищенко. «Кредиторскую задолженность мы уже погасили. Ее нельзя назвать существенной хотя бы потому что только по ОСАГО наша компания ежемесячно выплачивает 1 млн грн. Что касается нелистинговых ценных бумаг, в которых размещены активы, то и эту проблему мы уже почти решили, хотя в нынешних условиях сделать это непросто. И не только нам — всему финансовому рынку», — считает Тищенко.
Косвенным доказательством финансовой устойчивости «Киев Ре» она называет тот факт, что у компании нет долгов перед фондами Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) и недавно бюро, после проверки, выдало страховщику 11 тыс бланков полисов ОСАГО. «Сегодня у МТСБУ вызывает опасения состояние четырех страховых компаний, которые находятся под постоянным мониторингом бюро, еще у 4 компаний наблюдаются высокие темпы роста премий, что при условии выплаты высоких комиссионных может привести к проблемам платежеспособности компаний в будущем», — сообщила заместитель гендиректора МТСБУ Людмила Белошицкая. Какие компании вызывают опасения, и есть ли среди них «Киев Ре», в МТСБУ не уточнили.
Уйти нельзя оставить
По мнению председателя комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслава Черняховского, среди продавцов «автогражданки» до конца года громких банкротств, скорее всего, не будет. «А вот из числа „схемщиков“ уйдет, минимум, 15-20 страховых компаний. Их и надо проверять», — считает он. Дело в том, что в следующем году страховщики должны будут впервые в XXI веке заплатить налог на прибыль за 2014 год (раньше было льготное 3-процентное налогообложение страховых премий). Черняховский полагает, что компании, которые получили премии, но не сделали выплат, не захотят платить 18% от прибыли государству. «Неизвестно, станет ли кому-то от этого лучше. Раньше хоть 3% в казну платили, а теперь уйдут, вообще ничего не заплатив», — сомневается Альбина Тищенко.
От жалоб к банкротству
Данные Нацкомфинуслуг свидетельствуют, что страховщики в этом году платили клиентам намного лучше, чем в предыдущем. Жалоб на страховые компании за 8 месяцев этого года в комиссию поступило почти в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого — 3,5 тысяч (против 5,8 тыс). При этом по результатам проверок таких жалоб регулятор составил в полтора раза меньше актов — 412 (против 738). В Нацкомфинуслуг объясняют это тем, что не было громких банкротств на рынке, тогда как в прошлом году много жаловались на проблемные компании. «Кроме того, мы изменили механизм обработки жалоб, вдвое сократив время на работу с ними», — сообщил Денис Ястреб. По его словам, если раньше от момента поступления в комиссию жалобы до решения озвученной в ней проблемы проходило 120-160 дней, то теперь 50-70.
Такая оперативность вряд ли поможет клиентам страховщиков-банкротов получить выплаты, сомневаются эксперты. «Комиссия максимум, что может сделать сегодня в отношении неплатежеспособных страховщиков — применить штраф, лишить лицензии или ввести временную администрацию. Но это не поможет клиентам, если акционеры уже вывели средства из страховой компании. Получается безвыходная ситуация», — считает предправления компании «Мега-Полис» Александр Бондарь.
В Нацкомфинуслуг сообщили, что нашли выход, подготовив изменения в закон о финансовых услугах и госрегулировании рынков финансовых услуг. Изменения предполагают возможность проведения регулятором санации страховщика, или инициирования банкротства. «Санация поможет спасти активы компании, если они есть, а если нет — значит, компания, должна быть объявлена банкротом», — считает Денис Ястреб. По его прогнозу, новый закон может вступить в силу уже в начале следующего года.