Украинцы кинулись страховать свое имущество. Так, к примеру, в первом полугодии 2015-го население купило на 216% больше страховок, чем за аналогичный период прошлого года. Причем, количество купленных частными лицами имущественных страховок выросло более, чем на 1000% — с 140 тыс до 14 млн штук. Такие данные обнародовала на своем сайте Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг).
При этом объем полученных от населения страховых платежей увеличился незначительно — всего на 5,1%, до 4,6 млрд грн. Эксперты рынка уверяют: такой рост продаж не связан с всплеском интереса украинцев к защите жилья или дорогостоящих приобретений. Его обеспечили в этом году торговые сети и банки за счет недорогих страховок «на сдачу».
Навязчивая идея
«Понятно, что рост произошел не за счет страхования квартир и домов. Этот вид сейчас, без ипотечных программ, наоборот, показывает падение. А растут продажи у тех компаний, которые активно продают дешевые коробочные продукты в торговых сетях и банках, так сказать «на сдачу», — говорит президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко. К примеру, по его словам, такие страховки в торговой сети люди часто покупают под видом дополнительной гарантии приобретенной быттехники.
А в банке — за счет остатков на счету. «Есть, например, банковская карта, к которой „прикручивают“ страховку стоимостью не больше 100 грн в месяц. Люди часто и не догадываются, что застрахованы, считая это комиссией банка», — уверяет председатель набсовета компании «Саламандра-Украина» Юрий Явтушенко.
По мнению Андрея Перетяжко, навязывание торговыми сетями и банками страховок вредит их имиджу, а также реноме страховых компаний. А председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский привел пример из международной практики: «Три года назад руководство британского банка Lloyds потребовало от десяти своих топ-менеджеров возврата части бонусов, полученных ими в 2011 году.
По данным информагентства BBC News, решение о взыскании бонусов было принято в Lloyds после скандала, связанного с некорректной продажей клиентам полисов страхования платежей. В результате банку пришлось возместить клиентам убытки в размере 3,2 млрд фунтов стерлингов, что негативно сказалось на финансовых результатах группы».
Перспективные продажи
Несмотря на имиджевые риски, продажи полисов «на сдачу» в банках и торговых сетях, по мнению Андрея Перетяжко, будут расти. «Это тренд ближайших нескольких лет», — также считает член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
Дело в том, что страховать таким образом удобнее, чем через собственные региональные сети: не нужно тратиться на содержание офисов, зарплату агентам, маркетинг.
В случае с компанией «Ингосстрах», которую называют активом олигарха Игоря Коломойского, речь не идет и о затратах на центральный офис. В компании не скрывают, что основным каналом продаж является Приват-банк. Это позволило «Ингосстраху» за несколько лет превратиться из небольшого регионального страховщика в одного из лидеров страхового рынка Украины.
При этом в ПриватБанке категорически отрицают навязывание страховок клиентам. «Это добровольная, свободная продажа. После покупки страховки мы через ivr спрашиваем у клиента, навязал ему полис наш сотрудник или нет, — говорит руководитель страхового бизнеса ПриватБанка Алексей Туривной, — А рост обусловлен выплатами, 99% которых делаем в течение суток с момента получения документа». По его подсчетам, продажи полисов страхования клиентам ПриватБанка у «Ингосстраха» выросли в этом году вдвое против предыдущего периода.
«Арсенал Страхование» также продает в страховки торговых сетях и банках. «Средний платеж по страховкам „на сдачу“ в банке составляет 40 грн. При этом выплата значительно выше. Только на прошлой неделе мы выплатили по риску „онкология“ 42 тыс грн», — говорит директор департамента развития альтернативных продаж «Арсенал Страхование» Елена Сутормина.
Период охлаждения
По словам члена Нацкомфинуслуг Дениса Ястреба, в комиссию периодически поступают жалобы на навязывание в торговых сетях и банках страховок, по результатам которых регулятор делает «контрольные» закупки и штрафует нарушителей.
Однако штрафами проблему не решишь. Вячеслав Черняховский считает, что выходом может стать, так называемый, обязательный «период охлаждения» в договорах страхования. «Этот период (к примеру, в течение двух недель) позволяет страхователю, если он понял, что ему купленная страховка не нужна или его ввели в заблуждение, отказаться от полиса и получить обратно свои деньги. Естественно, если человек за это время не заявлял о страховом событии», — говорит Черняховский.
Такой метод борьбы с навязыванием страховок банками и торговыми сетями, по его словам, существует во многих странах Европы, а недавно был прописан и в требованиях Банка России.