Признанные неплатежеспособными банки навредили имиджу связанных с ними страховщиков. «Аффилированные с банками страховые компании будут терять клиентов из-за очень высоких репутационных рисков. Кроме того, многие банки обеспечивали своих страховщиков клиентами, что стало невозможным после банкротства этих банков», — говорит партнер, директор Международного института управления рисками Ирина Сиренко. У прибанковских страховщиков также могут быть проблемы с активами, замороженными на депозитах в «своих» банках. «Если доля средств на таком депозите была значительной, это ставит под удар страховщика», — говорит предправления группы «ТАС» Павел Царук.
Риск и «автогражданка»
У ряда признанных в этом году неплатежеспособными банков есть аффилированные страховые компании. К примеру, Радикал Банк связывают со страховой компанией «Здорово», банк «Финансы и Кредит» — с компанией «Омега», а у Дельта Банка сразу два своих страховщика — «Дельта» и «Дельта Жизнь».
В компаниях «Омега» и «Здорово» отрицают влияние проблемных банков на свой бизнес. «Наша компания нормально функционирует, выплачивает и не имеет задолженности», — сообщил предправления компании «Здорово» Роман Дунаевский.
«В последние годы доли банка „Финансы и кредит“ в нашем бизнесе не было вообще. Лет девять назад наши акционеры приняли стратегию рыночного развития компании, и сегодня мы работаем с клиентами, которые никак не связаны с этим банком», — заявил президент компании «Омега» Павел Карагаев.
Обе компании — «Омега» и «Здорово» — являются участниками Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) и продают «автогражданку». В МТСБУ не видят проблем с этими компаниями: доля страховщиков в общих продажах ОСАГО невелика. К примеру, «Здорово» продает в год около 5 тыс. полисов ОСАГО, а «Омега» — около 50-60 тыс. Размеров их гарантийных фондов в МТСБУ достаточно, чтобы покрыть обязательства в случае, если сами компании не смогут этого сделать. «Качество урегулирования дел и показатель уровня жалоб от пострадавших этих страховщиков сегодня не вызывает беспокойства у бюро», — сообщили в пресс-службе МТСБУ.
Страховщик-невидимка
Компании «Дельта» и «Дельта жизнь» на запрос вчера не ответили. Офисные телефоны страховщиков тоже не отвечали. «Бизнес этих двух компаний трудно назвать классическим. У них не было ни своих клиентов, ни сети — все поставлял банк. И если у страховщика жизни еще могут оставаться долгосрочные договоры, которые он обслуживает, то за счет чего выживает сегодня рисковая компания „Дельта“ даже не представляю», — признается председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
По его словам, «Дельта» продавала в банке коробочные, малоубыточные страховки, которые многие клиенты считали комиссией Дельта Банка, поэтому вряд ли будут жаловаться, даже если страховщик прекратит свою деятельность. Между тем в реестре Нацкомфинуслуг значится, что у «Дельты» восемь действующих лицензий, в том числе и на ОСАГО.
Нет жалоб — нет проблем
«Регулятор не должен быть пассивным наблюдателем. Комиссия должна выяснить, проверив аффилированные с неплатежеспособными банками компании, есть ли у них реальные, живые активы», — считает предправления общественной организации потребителей страховых услуг «Страховая защита» Василий Дарков. По словам гендиректора Украинской федерации страхования (УФУ) Галины Третьяковой, регуляторы финрынка должны применить в данном случае комплексный надзор, проверив все связанные с неплатежеспособными банками финкомпании.
В Нацкомфинуслуг считают иначе: чтобы проверить страховщиков, нужны факты, свидетельствующие о нарушениях с их стороны. «По закону мы можем проверить страховые компании внепланово в случае, если на них поступают жалобы», — сообщил член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб. На перечисленные выше компании клиенты, по его словам, не жаловались.