За последние два года доля жителей нашей страны, которые позитивно относятся к предпринимательству, увеличилась на 9% (76 % в 2013 г. против 67 % в 2011 г.). Об этом свидетельствуют результаты четвертого ежегодного исследования «Глобальный отчет о предпринимательстве 2013», проведенного американской компанией Amway в сотрудничестве с исследовательским институтом GfK и Мюнхенским техническим университетом. В основу легли данные опроса более 26 тыс. человек из 24 стран мира.
Эксперты старались объективно оценить отношение жителей разных стран к предпринимательской деятельности, а также изучить факторы, способствующие и препятствующие созданию собственного бизнеса.
Согласно данным отчета, на сегодняшний день семь из десяти респондентов положительно относятся к предпринимательству, и лишь четверть — негативно. Наиболее благоприятный климат для создания собственного бизнеса сформировался в двух скандинавских странах — Дании и Финляндии. Абсолютное большинство населения этих стран (89 % и 87 % соответственно) поддерживают идею самостоятельной занятости. Меньше всего сторонников предпринимательства оказалось в Австрии (57 %), США (56 %) и Венгрии (53 %).
Высокий уровень безработицы подталкивает людей к поиску возможных альтернатив, одной из которых и является предпринимательская деятельность. Так, 42 % опрошенных заявили, что чувствуют в себе силы заняться бизнесом. Главная мотивация начать предпринимательскую деятельность для половины наемных рабочих(48 %) — желание не зависеть от работодателя. Возможность реализовывать собственные идеи (45 %), перспектива дополнительного заработка (30 %) и желание больше времени уделять семье и отдыху (26 %) также являются значительными стимулами для потенциальных бизнесменов.
В то же время семь из десяти респондентов подтверждают, что боязнь неудачи — ключевое препятствие на пути к созданию собственного бизнеса. А основные причины ее формирования — опасение банкротства (41 %), угроза экономического кризиса (31 %), боязнь безработицы (15 %) и потеря уверенности в собственных силах (14 %). Больше всего провал тревожит японцев (94 %), а самыми уверенными в своих предпринимательских навыках оказались жители США (37 %).
По данным глобального опроса, количество уверенных в собственной предприимчивости среди выпускников вузов гораздо больше, чем среди людей, не имеющих высшего образования (82 % против 67 %). Треть (33 %) респондентов уверены, что бизнес-образование способствует благополучному ведению предпринимательской деятельности. Половина будущих предпринимателей Дании и Австралии считают академические знания обязательным атрибутом успешного бизнесмена, а среди жителей Венгрии таких нашлось лишь 16 %. В нашей стране только четверть опрошенных подчеркивают важность получения специальных знаний и дальнейшего развития навыков для организации успешного бизнеса.