Установление экспортного рекорда до недавнего времени шло по плану. Однако с введением в Крым российских Вооруженных сил украинские трейдеры опасаются не выполнить договорные обязательства по поставкам. «Что касается зерновых, в феврале мы экспортировали около 2,3 млн т, чего даже не ожидали. По экспорту выходим на 32 млн т без сбоя, и это очень хорошо, поскольку это получение средств, собственно, доллара, который сегодня имеет тенденцию к серьезному удорожанию», — рассказывает первый заместитель аграрной политики и продовольствия Иван Бисюк. Экспорт зерна по состоянию на 24 февраля оценивается министерством в 23,89 млн т с начала сезона (июль 2013 — июнь 2014 г.). Украина экспортировала 7,29 млн т пшеницы, 2,145 млн т ячменя, 5,9 тыс. т ржи, 14,23 млн т кукурузы, 220,8 тыс. т других зерновых культур, а так же 2,97 млн т масличных культур.
Бразильский сценарий
При прогнозируемом наращивании объемов производства и экспорта зерна Украину ожидает транспортный коллапс, считает аналитик агентства «АПК-Информ» Андрей Купченко. «В настоящий момент развитие украинского зернового рынка диктует необходимость развития транспортной инфраструктуры страны, иначе в условиях недостаточного развития транспортной системы из страны просто невозможно будет вывести увеличившийся урожай», — говорит он.
Сегодня, по словам Купченко, есть все основания говорить о бразильском сценарии развития рынка. В последние годы Бразилия резко нарастила производство зерновых культур, что повысило ее экспортный потенциал и долю на мировом рынке. Но из‑за нехватки зернохранилищ и портовых мощностей, а также трудностей с наземной транспортировкой Бразилия теряет свои позиции на рынке, уступая конкурентам. В Украине же ситуация усугубляется возможными сбоями в работе черноморских портов из‑за вооруженного наступления со стороны России.
Текущий сезон уже обострил все логистические проблемы, когда аграрии начали реализовывать рекордный урожай зерна 2013 г. «Емкости портовых терминалов у нас 2,2 млн т. При урожае в 60 млн т. экспортировать половину с такими мощностями очень проблематично. Да и цена перевалки сегодня достигает уже 20 $», — рассказывает начальник отдела логистики компании «Гермес-Трейдинг» Вячеслав Сорокун. Дает о себе знать изношенность вагонного парка — по данным Украинской зерновой ассоциации, 60 % вагонов очень старые. Напомним, что на железнодорожный транспорт припадает около двух третей перевозок. Проблема с логистикой привела к тому, что в пиковые периоды экспорта (август-сентябрь) трейдеры вынуждены были сбывать зерно по ценам спроса — отдавать по цене покупателя. «Иначе собранный урожай негде было бы хранить — количество сертифицированных зерноскладов у нас едва ли составляет половину от необходимого объема — около 30 млн т», — сетует Сорокун. Тогда цены снизились на 25‑30 %., что повлекло недополучение фермерами запланированной прибыли, около 20 млрд грн, писал ранее «Капитал».
Возможность отыграться
Отыграться в конце сезона фермерам поможет девальвация национальной валюты, внутриполитическое обострения и увеличение количества зерновозов. Монополист железнодорожных перевозок — Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализниця»), уже заявил, что рабочий парк зерновозов, ежесуточно задействованных в перевозках зерновых, на начало 2014 г. составлял 10,29 тыс. вагонов, что больше аналогичного периода 2013 г. на 2 тыс. вагонов. «Такого количества зерновозов достаточно для перевозки 40 млн тонн зерновых грузов при условии предоставления предварительных заказов грузовладельцами и плановой работы железных дорог», — сказано в официальном сообщении «Укрзализниці».
Мировые цены на зерно исчисляются в долларах, курс которого по отношению к гривне вырос уже более чем на 20 %. Это дает аграриям хороший шанс компенсировать недополученную ранее прибыль, уверяют эксперты. «Из-за девальвации на фоне роста цен в мире наши трейдеры могут демпинговать без потери в доходах», — говорит руководитель аналитического департамента консалтинговой компании ААА Мария Колесник, поясняя, что некоторое снижение цен позволит экспортерам получить выгоду от эффекта масштаба — можно много продать сразу, но чуть подешевле.
Генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа отмечает, что надо заработать на курсовых колебания трейдеры могут, но делают это крайне осторожно. «При колебаниях трейдеры осторожны, они скорее будут использовать расчетный курс с запасом, не на уровне максимальной девальвации, чтобы не проиграть, если курс отыграет назад», — говорит он.
Последнюю неделю зерно в мире дорожало, — говорит Колесник. «Пшеница выросла в цене из‑за плохого состояния озимой пшеницы в США, соя — в результате дождей в Бразилии. По сое наблюдается максимум с сентября прошлого года. В Украине цены активно пошли вверх с прошлого понедельника», — говорит она. Из-за обострения внутриполитической ситуации в стране с 21 января спотовые цены на украинскую кукурузу поднялись на $ 7 до $ 225 за тонну, рассказывает генеральный директор консалтинговой компании «УкрАгроКонсалт» Сергей Феофилов. «Столкновения в столице и в западных областях Украины не повлияли на экспорт зерна через южные порты Черного моря, но отразились на ценах. Существует некоторый страх и некоторая неопределенность на сырьевом рынке», — говорит он.
Но о системных заработках для зернотрейдеров говорить сложно, отмечает Лапа — в условиях колебаний курса большинство экспортеров предпочли бы скорее захеджировать валютные риски, чем брать их на себя. «Я не исключаю, что возможна негативная корреляция как обратный эффект от девальвации валют в развивающихся странах. Но он не будет длительным», — говорит Лапа. Он прогнозирует, что цены на экспортно-ориентированные культуры — пшеницу, кукурузу, сою, подсолнечник будут расти пропорционально масштабу девальвации. Культуры, ориентированные на внутренний рынок будут дорожать умереннее.