Из 26,7 тыс. км украинских железнодорожных путей 6,4 тыс. км нуждаются в капитальном ремонте, еще 2,7 тыс. км — в реконструкции, свидетельствует «Аудит экономики Украины», текст которого обнародован на сайте правительства.
В документе отмечается, что критической является также и проблема износа подвижного состава (90%), которую частные предприятия пытаются решить собственными средствами: доля частных грузовых вагонов составила 58% в 2019 году. При этом частные вагоны находятся в значительно лучшем состоянии — 41% из них было куплено в 2017-2019 гг.
В «Векторах экономического развития до 2030 года» «Укрзализныци» (УЗ) правительство заложило: создание железнодорожного фонда; капитальный ремонт ж/д путей и других элементов ж/д инфраструктуры; обеспечение оптимизации и рационализация сети и производственных подразделений, модернизация подвижного состава; решение проблем разукомплектации подвижного состава и хищение грузов; повышение уровня безопасности ж/д перевозок; обеспечение экологической безопасности на ж/д транспорте; обеспечение электрификации ж/д путей на участках, где это экономически обоснованно; стимулирование обновления подвижного состава через привлечение частных инвестиций при открытии рынка ж/д перевозок; создание транспортной полиции; реинжиниринг ж/д сети; создание сети для высокоскоростной железной дороги.
Кроме того, правительство заложило разработку и принятие актуального законопроекта «О железнодорожном транспорте», а также подзаконных нормативно-правовых актов для реализации нового закона «О железнодорожном транспорте»; организационно-подготовительные работы для финансового и организационного разделения УЗ; обеспечение переход компании на трехгодовые финансовые и инвестиционные планы; обеспечение финансового оздоровления УЗ.