Не так давно вышел свежий рейтинг самых богатых людей Украины по версии Forbes. Обнаружил себя на 69‑м месте. С одной стороны — приятно, с другой — грустно. Даже в комментариях к списку указано, что я единственный представитель отрасли высоких технологий. Посмотрел мировой рейтинг. На первую двадцатку the richest people приходится как минимум пять IT-, телеком-магнатов. К тому же представители именно этих отраслей возглавляют рейтинг. Это к вопросу, который мне часто задают: легко ли в Украине зарабатывать на информационных технологиях? А потенциал у нашей страны в этой сфере очень велик — расти есть куда.
Прежде всего я специалист в IT. Поэтому очень хорошо понимаю, как применять информтехнологии в жизни и бизнесе, как эффективно использовать их в государстве. Более того, как в Украине можно сделать резкий скачок с их помощью.
По роду деятельности просматриваю большие массивы аналитических и статистических данных. Обнаружил интересную зависимость. В США ВВП на душу населения составляет $ 52 340, при этом затраты на IT на ту же душу — $ 3 400. В Израиле эти цифры ниже — $ 28 380 и $ 1 400 соответственно. У соседствующей с нами Польши — $ 12 660 и $ 203. Наконец в Украине ВВП на душу населения составляет $ 3 500, а затраты на IT и вовсе мизерные — $ 64.
Получается очень любопытная картина: ВВП на душу населения прямо пропорционален затратам на IT. То есть эффективность страны напрямую зависит от потребления в ней высоких технологий.
Анализируем дальше. На чем страна зарабатывает маржу — сырьевая она, аграрная или высокотехнологическая? Очевидно, что высокие технологии, в том числе информационные, — это не только более высокая маржа, но и более высокая конкурентность страны. Вывод прост: чем шире и качественнее в стране внедряются информационные технологии, тем выше ВВП на душу населения.
Более того, если IT-отрасль становится одной из тех, которые генерируют ВВП, то структура ВВП улучшается.
Яркий пример тому — Израиль. Цифры из официальных источников говорят, что сегодня это государство занимает лидирующие позиции по доле венчурных разработок в ВВП страны, по числу стартапов в мире, по количеству научных работ на душу населения, по количеству компьютеров на душу населения и другим важным показателям. Израиль занимает второе место в мире в списке крупнейших центров высоких технологий! Как это произошло? Ведь не так давно Израиль был аграрной страной. Процесс был однозначно не быстрым, но он был! Все эти достижения стали результатом целенаправленной политики создания и поддержки «технологических теплиц» и инновационных фондов, в том числе в рамках проекта Yozma. Только доходы IT-сектора с 1991 по 2000 г. поднялись с $ 1,6 млрд до $ 12,5 млрд.
Может ли в Украине быть своя Yozma, которая существенно улучшит структуру ВВП на душу населения? Сегодня отечественный IT-рынок можно структурировать по таким основным секторам:
— аутсорсинговые и аутстаффинговые компании;
— продуктовые компании (компании полного цикла софта или систем, таких как банковские приложения, игры, безопасность и др.);
— интеграторы и консалтеры;
— розница.
Первые — создают и сохраняют квалифицированный человеческий капитал (перепродают человеческий ресурс с неплохой маржой). Вторые — это совершенно иной бизнес, в котором компании получают принципиально другую маржу. Здесь нужно рисковать, иметь более квалифицированных людей в штате, маркетологов и так далее. Эти сектора существенно улучшают объем и структуру ВВП Украины.
Интеграторы и консалтеры — это именно те, кто внедряют в бизнесе и государстве технологии, повышающие эффективность экономики страны.
Составить список must do в сфере IT для государства можно — у нас в отрасли есть и «мозги», и база для того, чтобы начать путь к развитому высокотехнологическому государству. Нужны видение и воля. И спустя время украинский рейтинг Forbes будет пестреть фамилиями представителей технологических отраслей.