Финансовая система Украины возвращается на уровень развития 90-х годов, сообщает ForUm со ссылкой на экс-заместителя главы Национального банка Александра Савченко.
«Будучи заместителем главы НБУ в 1991-1992 годах, я отвечал за внедрение национальной валюты — гривны. И тогда я был категорически против этого, потому что были сложные макроэкономические условия: инфляция, дефицит бюджета, некомпетентность кадров были кричащими. Сейчас мы возвращаемся в 90-е годы. Мне больно наблюдать, как ребенок, родившейся в Украине, то есть гривна, рушится», — сказал он в ходе круглого стола круглого стола на тему: «100 дней Гонтаревой: успехи и просчеты нового руководства НБУ».
По его словам, существует «три якоря», которые могут удержать стабильность банковской системы.
«Для примитивной экономики первый якорь — это курс, поддержка курса, что нуждается в значительных кредитных и золотовалютных резервах. Должен быть доступ к западному кредитованию. Сейчас этого нет, рынки закрыты, а резервы минимальны. В таких условиях уповать на курс невозможно, иначе Украина обанкротится», — отметил Савченко.
«Вторым якорем» является ценовая стабильность, так называемое инфляционное таргетирование.
«Но если использовать его как якорь стабильности монетарной политики, то требуется мастерство игроков. Это касается Национального банка Украины и экономического блока правительства. К сожалению, сейчас уровень кадров находится на уровне 1991- 1992 годов. Им нужно объяснять азы, а это невозможно в кризисной ситуации», — считает экс-замглавы НБУ.
«Третьем якорем», по мнению Савченко, является эмиссия.
«Можно контролировать не курс и инфляцию, а эмиссию. В африканских странах — это действенный механизм, но НБУ вместе с экономическим блоком правительства умудрились не контролировать ни один из якорей, и с гордостью заявляют: мы не контролируем ни курс, ни инфляцию, ни эмиссию. Любые прихоти и популизм правительства решаются с помощью НБУ. Есть эмиссия не через покупку валюты, а через рефинансирование банков и правительства. Все проблемы правительства и НАК „Нафтогаза“ решает печатный станок. В таких условиях коллапсы банковской системы — это дело времени», — прогнозирует экс-заместитель НБУ.