Сегодня парламентский комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендовал принять без поправок во втором чтении закон относительно наказаний за военные преступления в период проведения АТО.
Как рассказал «Капиталу» секретарь комитета Антон Геращенко («Народный фронт») принятие данного документа объясняется текущей ситуацией в стране, связанной с боевыми действиями на востоке.
«Не забывайте про США, там после терактов 9 сентября были приняты нормативные документы, которые позволяют и большее, если это касается государственной безопасности», — сказал он.
Законопроект о внесении изменений Уголовный кодекс относительно военных преступлений был подготовлен народными депутатами Сергеем Пашинским ("Народный фронт") и Иваном Винником ("Блок Петра Порошенко"). Документ был принят за основу 3 февраля 2015 года.
Несмотря на рекомендацию главного научно-экспертного управления отклонить документ, поскольку его нормы противоречат ряду нормативных документов (в частности, о ведении оперативно-розыскной деятельности), 240 народных депутатов проголосовали за его поддержку. Документ был поддержан членами парламентской коалиции, за исключением фракции «Самопоміч», которая дала голоса только двух народных депутатов — Егора Соболева и Ирины Сусловой. Уже ко второму чтению спикер Верховной Рады Владимир Гройсман пообещал подготовку по сокращенной процедуре, для принятия в целом уже на этой неделе.
По информации издания, на сегодняшнем заседании комитета правки в текст законопроекта не вносились.
Документ подразумевает, кроме прочего, применение негласных следственных действий в военных преступлениях, связанных с уклонением он несения воинской службы. Норма будет применяться в условиях особого периода или во время проведения антитеррористической операции. Право проводить негласные действия за военнослужащими получат командиры военных подразделений. Также документ вводит уголовную ответственность за превышение дисциплинарной власти по отношению к подчиненным.
Геращенко уточнил, что речь не идет об уклонении от несения воинской службы военнообязанными, в данном случае норма закона применяться не будет.
Негласные действия будут применены только по указанным статьям Уголовного процессуального кодекса. А именно — ст. 407 (Самовольное оставление части или места службы), 408 (Дезертирство) и 409 (Уклонение от несения обязанностей путем членовредительства или путем симуляции болезни).
«Не стоит путать, ведь в случае с уклонением от призыва на срочную военную службу вступает в действие 335 статья кодекса, которая предусматривает наказание в виде ограничения свободы сроком до 3 лет. Новый же закон будет направлен в адрес тех, кто принял присягу», — говорит он.
Член комитета, председатель парламентской фракции «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко отметил «Капиталу», что применение негласных следственных действий является вынужденной мерой. По его словам, в текущем году участились случаи дезертирства и неповиновения командованию.
«Это превентивные действия, ведь узнать про будущего дезертира можно из его телефонного разговора с родными. Чтобы не бегать потом по полям за ним», — сказал Луценко.
Член комитета Яков Безбах (внефракционный) предположил в беседе с изданием, что законопроект о негласных следственных действиях будет принят на ближайших заседаниях Рады.