Украинской переговорной группе в Вашингтоне пока не удается договориться с кредиторами о реструктуризации внешнего долга. Однако даже провал переговоров не является самым плохим вариантом для страны. При условии, что его следствием станет отказ от сотрудничества с МВФ и реальные реформы. Об этом на своей странице в Facebook написал экс-глава НБУ, бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов.
Почему провал переговоров с кредиторами может быть хорошей новостью Украина замерла в ожидании хороших новостей из Ваш...
Posted by Сергій Арбузов on 14 августа 2015 г.
«Внимание общества к переговорам понятно. Договор с кредиторами, являющийся частью программы сотрудничества с МВФ, с подачи правительства видится как панацея, способная вдохнуть жизнь в украинскую экономику. И провал переговоров, без сомнения, будет воспринят как крах надежд на лучшую жизнь, как это уже было осенью 2013 года, когда не подписали Ассоциацию с ЕС. Но, на самом деле, как и в 2013 году, так и сейчас, вариантов больше, чем кажется. И далеко не факт, что самый желаемый являются самым лучшим», — пишет Арбузов.
Он напомнил, что то, чего страна ждет переговоров в Вашингтоне, уже было. Три года назад, в ночь на 27 октября 2011 года лидеры стран ЕС на саммите в Брюсселе согласовали 50-процентное списание долга по греческим облигациям с частными инвесторами на более чем 100 миллиардов евро из 210 миллиардов обязательств правительства Греции перед банками. Помимо этого, Греции дополнительно предоставили финансовой помощи в размере 100 миллиардов евро со стороны Евросоюза и Международного валютного фонда. Все это Греция получила в обмен на выполнение условий МВФ. Условий, которые практически идентичны тем, которые сейчас выполняет ради куда меньшей помощи Украина. Однако тогда это никак не помогло Греции.
«Как и украинская экономика, греческая экономика безнадежно буксовала. Низкопродуктивный аграрный сектор, раздутый государственный сектор, могущественная бюрократия, слабое институциональное развитие и зарегулированность частного бизнеса при скудной минерально-сырьевой базе не оставляли Греции шансов на успех в конкурентной борьбе за международные рынки. Эти проблемы не могли быть решены по рецептам МВФ — снижением расходов бюджета и доходов населения. В Греции заокеанские рецепты закономерно привели лишь к ухудшению ситуации. Внешний долг страны с 2009 по 2014 год вырос со 129 до 175% ВВП, а сам ВВП за это же время сократился на четверть. Уровень безработицы при этом подскочил до 25%. Сотни тысяч греков предпочли прозябанию на родине эмиграцию в Германию, Великобританию, США и Австралию», — напомнил Арбузов.
По его словам, точно так же люди сейчас бегут из Украины после полутора лет «реформ» под руководством МВФ в исполнении нынешнего правительства. В 2014 году реальный ВВП снизился на 6,8% по сравнению с 2013 годом и падение лишь ускоряется. В первом полугодии 2015 оно составило 16,3%, падение промышленности — 20,5%. Объемы экспорта товаров снизились на 35,4%, в том числе в РФ — в 2,2 раза. Падение реальной заработной платы составило 23,9%. Сам Международный валютный фонд прогнозирует падение экономики по итогам года на 9% при росте инфляции до 46%. При этом, считает Арбузов, как и в Греции, сотрудничество с МВФ не обещает никакого будущего, поскольку консервирует инвестиционный провал, а значит, отсталость нашей страны.
«Политика „дорогих денег“ и неуклюжая зачистка НБУ банковского рынка уже привели к тому, что в Украине полностью остановилось кредитование, а жесткие административные ограничения на валютном рынке не дают возможность заводить в страну инвестиции. Если же экономика не получает средств, она не может расти и не имеет шансов выйти из кризиса, что наглядно подтвердил пример Греции. В сложившихся условиях у нашего правительства должна быть одна задача — подпитка реального сектора кредитами, рост государственных инвестиций, повышение емкости внутреннего рынка за счет роста покупательной способности населения. Попросту говоря, нам нужно свое „количественное смягчение“. Но украинское правительство не может этого делать. И вовсе не потому, что у него нет денег — на счетах Госказначейства к началу августа скопилась рекордная за всю историю страны сумма — более 33 млрд гривен. Такова цена, которую Украина платит за кредиты МВФ и за помощь в реструктуризации внешней задолженности. И это слишком высокая цена», — пишет Сергей Арбузов.
«Спустя три года Грецию пришлось снова спасать. Европа была вынуждена это делать, поскольку Греция член ЕС и зоны евро. Но очень много сомнений, что, когда придет время, европейцы будут спасать Украину. Так что, возможно, провал переговоров с кредиторами и не самый плохой вариант. При условии, что его следствием станет отказ правительства от сотрудничества с МВФ и реальные реформы в интересах страны», — полагает экс-глава НБУ.
Итак, я смею утверждать, что после объявления «технического дефолта» сроком до середины лета следующего года (для меня этот вопрос является решенным и я не собираюсь дискутировать по нему), Украина неизбежно попадает вопреки своему желанию в дефолт полноценный со всеми негативными его последствиями: закрытие международных рынков кредитов и инвестиций минимум на 5 лет, хотя многие говорят и о десятилетнем сроке, инфляция, девальвация, банкротство банков и предприятий, безработица, обнищание, падение ВВП, экономическая рецессия, рост политической и социальной нестабильности, политический и экономический кризис, новый Майдан.
Но так или иначе потребности Украины в иностранной валюте никуда не денутся. Останется необходимость платить валютой за российский газ и украинский (!) уголь, за другие статьи критического импорта, приобретать валюту на межбанковском рынке украинским субъектам предпринимательства для погашения корпоративных долгов, удерживать гривну от чрезмерного падения путем валютных интервенций НБУ, наращивать ЗВР, возвращать долги и платить проценты МВФ и другим международным финансовым организациям и т.д. Все эти задачи сейчас выглядят для Украины как невыполнимые, но есть одно обстоятельство, которое может все изменить.
Я говорю о разработанном в НБУ еще во времена Игоря Соркина и Сергея Арбузова законопроекте о принудительной конвертации в гривну валютных депозитов физических лиц. Это то, к чему государство легко может прибегнуть в чрезвычайных обстоятельствах, какими вполне обоснованно являются дефолт и война.
Эскалация военных действий на Донбассе и громогласные заявления высших должностных лиц страны о том, что в случае новой волны российского наступления, ожидаемой во второй половине августа, Порошенко может ввести военное положение со всеми вытекающими из этого последствиями, дают благодатную почву для нового обворовывания украинских граждан.
Вместо того, чтобы бороться с коррупцией и реформировать страну, украинское правительство и президентская вертикаль идут по пути наименьшего сопротивления: по пути уничтожения последних остатков материального и финансового благополучия граждан страны со средним достатком.
Соображения морального порядка власть в расчет не берет. Она даже не возьмет в расчет негативную реакцию последнего лояльного к Украине международного кредитора, МВФ. Да и зачем брать это в расчет, если МВФ склонился, хотя так громогласно и не объявил, что украинский долг России в 3 млрд долларов является не коммерческим, а государствнным, что означает в случае непогашения этого долга автоматическое прекращение траншей от МВФ.
Но, как говорится, «пришла беда — отворяй ворота». В недрах того же НБУ времен Соркина-Азарова готовился целый пакет законопроектов, включая и 10% налог на покупку валюты, закрытие валютных *** обменных пунктов, мораторий на досрочное снятие депозитов ( кстати, этот пункт властями уже выполнен). И вот я задумываюсь, а нет ли среди этих законопроектов, готовившихся в полной тайне от общественности, такого маленького себе законопроекта о принудительном изъятии иностранной валюты у всего украинского населения, не пойдет ли Украина по стопам Франклина Делано Рузвельта, в годы Великой Депресии принудительно по невыгодному курсу изъявшему все золото, бывшее на руках у американского населения.
Этот сценарий вовсе не фантастический. По менталитету наша власть ничем не отличается от российской, являющейся годным продолжателем дел большевиков, начавших революцию с экспроприации всех денежных сбережений всего населения царской империи и перешедших затем к продразверстке в годы гражданской войны, а после ее окончания к уничтожению кулака как класса.
У нас ведь война и что помешает украинской власти пойти путем дальнейшей экспроприации денежных сбережений украинского населения?
Где Украина возьмет валюту? http://minfin.com.ua/blogs/dikkens/74202/
Скажу сразу: для непредубежденных умов, трезво смотрящих на вещи и не живущих иллюзиями, моя статья не откроет ничего нового, чего бы не знали эти умы. Только подверженным правительственной пропаганде моя статья может показаться крамольной, антигосударственной или фантастической. В ней не будет цифр, чтобы не утомлять читателя, зато в ней будут известные непредубежденным умам факты.