Индекс потребительского доверия Nielsen в Украине в третьем квартале 2015 года поднялся до уровня в 51 пункт, что на 3 процентных пункта больше, чем во втором. Таковы результаты исследования глобального потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey).
После значительного падения в первом квартале Индекс в Украине продолжает свой рост второй квартал подряд. Тем не менее Украина все еще занимает 2-е место среди самых пессимистически настроенных стран мира после Южной Кореи.
Среди крупнейших мировых экономик в США в III квартале Индекс потребительского доверия показал рост сразу на 18 пунктов (119), что стало самым высоким показателем для страны за все 10 лет измерения.
В Украине все три ключевых показателя, на основе которых рассчитывается Индекс, остались практически на том же уровне, что и кварталом ранее. Все еще значительная часть респондентов считает, что сейчас не лучшее время для покупки вещей, а финансовое положение и перспективы в работе ближайшие 12 месяцев оставляют желать лучшего.
Несмотря на то что в Украине Индекс потребительского доверия в III квартале вырос, больше украинцев пессимистически смотрят на состояние экономики в стране — так 96% опрошенных думают, что сегодня страна находится в состоянии экономической рецессии, а это на 2% больше, чем в прошлом квартале. Данный показатель является одним из самых высоких в мире. Выше только в Венесуэле, где 98% считает, что экономика страны находится в состоянии падения. Для сравнения, в Хорватии эта цифра составляет 91%, Греции — 89%, России — 79% (+14 пп), в Польше −54% (-10 пп).
Большинство украинцев продолжили экономить на покупке одежды (64%). Число тех, кто экономил на других статьях расходов, незначительно снизилось. Так, 56% опрошенных (на 2 пп меньше, чем во II квартале) пытались экономить на газе и электроэнергии, 49% сократили расходы на развлечения вне дома (55% во II квартале) и 49% экономили на отпуске (50%).
23% украинцев заявляют, что у них не остается свободных средств после покупки товаров первой необходимости, что меньше, чем во втором квартале, когда так ответили 28% респондентов. По сравнению с предыдущим кварталом больше украинцев планирует тратить деньги на новую одежду (32% — рост на 8 процентных пунктов), на отпуск и праздники (28% — рост на 5 пп), а также делать сбережения (26% — рост на 2%).
По-прежнему основными причинами беспокойства украинцев являются война (60%, что на 4 пп больше, чем во II квартале) и экономическая ситуация в стране (28%, +2 пп). Также больше украинцев стало волновать повышение цен на коммунальные услуги (27%, +2 пп), а меньше — цены на потребительские товары (17%, −2 пп).
Для сравнения, в мире состояние рынка труда и экономики лидируют среди основных причин обеспокоенности людей за последние полгода (30% и 22% соответственно), однако в Европе растет обеспокоенность ростом терроризма по всему миру — 18% респондентов (+ 7 процентных пунктов).
Исследование глобального потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey) проводилось с 10 августа по 4 сентября 2015 года. Всего было опрошено более 30 тыс. потребителей из 60 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки.