Организация объединенных наций опубликовала отчет Специального докладчика по вопросу о внесудебных казнях, в котором, кроме прочего, содержится резкая критика украинских добровольческих батальонов.
Об этом сообщает Капитал со ссылкой на Украинскую правду.
Отчет был составлен по итогам визита этого чиновника в Украину еще прошлой осенью — 8-18 сентября. Имя чиновника в документе не называется. Сам отчет был опубликован еще месяц назад, однако представительство ООН разослало его СМИ лишь сейчас.
В документе докладчик отмечает, что большинство добровольческих батальонов уже присоединились к армии либо МВД, однако еще остались «ряд склонных к насилию группировок, таких как „Правый сектор“, которые, судя по всему, действуют как самостоятельная силы благодаря официальному содействию на высоком уровне и при почти полной безнаказанности как на Донбассе, так и в остальной Украине».
Его обеспокоило, в частности, то, «в каких масштабах эти группировки используют насилие или угрозы насилия для оказания давления на лиц, придерживающихся несогласных убеждений, судебную систему и на другие механизмы подотчетности».
Докладчик считает, что члены этих батальонов должны быть подвергнуты ответственности и наказанию, а государство не должно их поддерживать.
«Все остающиеся незаконные добровольческие батальоны и формирования должны быть распущены и разоружены или реально включены в состав регулярных вооруженных сил при реальном контроле и ответственности. Сходным образом, ультранационалистические группы и другие вооруженные формирования, такие как „Правый сектор“, „Свобода“ и „Самооборона“, должны быть признаны незаконными и реально разоружены, распущены и привлечены к ответственности или быть подчинены закону», — сказано в документе.
Почему в этом контексте перечислена «Свобода» (такого батальона нет), а также какая именно «Самооборона» имеется ввиду, в отчете не уточняется.
Также в документе содержится критика и обвинения в адрес и официальных украинских силовых органов, в частности — СБУ, которую докладчик также обвиняет в незаконных заключениях и жестоком обращении с пленными.
Отдельно в отчете описываются военные преступления и нарушения прав человека на территории, контролируемой боевиками. В частности, докладчик узнал, что террористы «преднамеренно размещают свою артиллерию вблизи от жилой застройки и занимают больницы и школы, чтобы фактически использовать гражданское население как щит или спровоцировать правительственные войска на причинение ущерба гражданскому населению и разрушение гражданской инфраструктуры, для того чтобы впоследствии использовать это в политических целях».
В докладе говорится, что боевики часто выносят смертные приговоры, основывая их на несуществующем законодательстве. В частности, указывается, что после освобождения Славянска были найдены документы о казни, осуществленной на основании советских норм 1941 года.
Еще одним примером такого преступления приводится казнь плененного боевиками украинского солдата Игоря Брановицкого, которого лично казнил один из главарей боевиков Арсений Павлов по кличке «Моторола».
Также в документе выражается озабоченность применением сторонами некоторых видов вооружений, в частности — оружием неизбирательного действия, а также кассетными боеприпасами. В этой связи ООН призывает украинское правительство присоединиться к конвенции 2008 года о запрете таких боеприпасов.
В докладе также приводится предыстория возникновения войны на Донбассе и отмечается роль в ней России и ее армии. В частности, приводятся соответствующие слова президента России Владимира Путина: «Мы никогда не говорили, что там нет наших людей, которые занимаются решением вопросов, в том числе и в военной сфере».
Также докладчик напомнил, что Путин поздравлял боевиков с их «большим успехом».
В ходе поездки докладчик провел встречи в Киеве, Запорожье, Мариуполе, Донецке, Краматорске, Харькове и Одессе. Он встретился с представителями множества украинских ведомств и организаций — политических, силовых и правозащитных.
Также он посетил Донецк, однако самопровозглашенные местные власти отказались с ним встретиться и он провел некоторые встречи лишь с наблюдателями, местным «омбудсменом» и «ассоциацией адвокатов».