Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) обнародовала официальное обращение к органам местного самоуправления Украины на их претензии по поводу высоких тарифов на природный газ и коммунальные услуги.
Текст обращения размещен на сайте НКРЭКП, передает Капитал.
Отмечается, что всего в течение июля-августа 2016 года к НКРЭКУ обратился 301 орган местного самоуправления Украины, в частности: 23 областных совета, 110 городских советов, 164 районные советы и 4 сельские (поселковые) советы.
При этом типичными требованиями органов местного самоуправления были: осуществить пересмотр цен/тарифов на природный газ и коммунальные услуги в сторону уменьшения; обеспечить прозрачность и публичность порядка (процедуры) установления (утверждения) цен/тарифов на природный газ, электроэнергию и коммунальные услуги и раскрыть составляющие их структуры; ввести мораторий на повышение цен/тарифов на природный газ и коммунальные услуги; ликвидировать НКРЕКП и передать полномочия относительно установления цен/тарифов на природный газ, электроэнергию и коммунальные услуги органам местного самоуправления.
В этой связи НКРЭКУ подчеркнула, что органы местного самоуправления имеют закрепленные на законодательном уровне рычаги воздействия на коммунальные предприятия и на величину соответствующих тарифов на коммунальные услуги.
Относительно цен на природный газ в НКРЭКУ отмечают, что с 1 октября 2015 года Комиссия не имеет полномочий по установлению цен на природный газ, в том числе для бытовых потребителей и производителей тепловой энергии для производства тепловой энергии для предоставления населению услуг по отоплению и поставке горячей воды.
Относительно тарифов на тепловую энергию, услуги по централизованному отоплению и централизованному снабжению горячей воды и тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод в НКРЭКУ отмечают, что приведение тарифов к экономически обоснованному уровню является объективным и необходимым мероприятием для надлежащего функционирования предприятий водоснабжения и водоотведения, обеспечивающие потребителей питьевой водой.
Относительно тарифов на электрическую энергию в НКРЕКП отмечают, что приведение тарифов на электрическую энергию для населения и других потребителей, для которых применяются «пониженные» тарифы на электроэнергию до экономически обоснованного уровня позволит уменьшить объемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Введение же моратория на повышение тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению, или их снижение противоречит направлениям государственной политики, указанным в Программе деятельности Кабинета министров Украины.
Кроме того, обращается внимание на то, что даже после осуществления нескольких этапов повышения тарифов на электроэнергию для населения сегодня население фактически платит меньше половины реальной стоимости электрической энергии. В августе 2016 года тарифы на электроэнергию для населения возмещают 33,6% экономически обоснованных расходов по производству, передаче и поставке электроэнергии. Реальный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию для населения в августе составляет 2,25 грн за 1 кВт-ч (с НДС).
Относительно установления моратория на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в НКРЭКУ заявляют, что это потребует привлечения средств государственного и местных бюджетов на возмещение субъектам хозяйствования разницы между зафиксированными на этот период ценам (тарифам) и размером экономически обоснованных расходов на производство (предоставление) услуг.
В НКРЭКУ ссылаются также на решение Конституционного суда, который признал такими, что не отвечают Конституции Украины законы, которыми Верховная Рада Украины дважды вводила мораторий на повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
Обращения к органам местного самоуправления Украины подписал председатель Комиссии Дмитрий Вовк и четыре члена Комиссии — Владимир Евдокимов, Руслан Машляковский, Виктория Морозова и Борис Цыганенко.
Под обращением отсутствует подпись члена Комиссии Юрия Голляка.