Накануне Международного дня права знать авторитетные международные организации Access Info Europe (Испания) и Centre for Law and Democracy (Канада) пересмотрели Международный рейтинг обеспечения права на информацию. Об этом сообщает Капитал со ссылкой на Українські новини.
Украинское законодательство по доступу к информации заняло 22 позицию из 11 стран мира, набрав, по мнению экспертов, 108 баллов из 150 возможных.
Возглавила рейтинг со 136 баллами Мексика (закон 2002 года в редакции 2016 года). На втором месте лидировавшая ранее Сербия, на третьем — Словения.
Еще в начале сентября 2016 года Украина находилась на 19 позиции рейтинга. При этом, количество баллов нашего законодательства осталось неизменным. Но нас обогнали три других страны, в том числе принявшие новые законы в 2016 году Шри-Ланка и Кения.
В то же время, за последние годы украинское законодательство потеряло 7 баллов и 14 позиций в Международном рейтинге обеспечения права на информацию.
Еще в 2011 году, после принятия Закона «О доступе к информации», наша страна со 115 баллами заняла 9 место в мировом рейтинге.
А в 2012 году имея все тех же 115 баллов мы поднялись на 8 место из-за ухудшения законодательства в Хорватии.
При составлении рейтинга Access Info Europe и Centre for Law and Democracy оценивают исключительно существующие нормы законодательства в той или иной стране. Практика применения этих норм и качество работы специальных служб в учет не берется. Оценка проводится по 7 направлениям: право доступа, область применения, процедуры запроса, исключения, апелляция, санкции, промоушн.
Украинское законодательство имеет сильные позиции в разделах «право доступа» (5 из 6 возможных), «область применения» (28 из 30), «исключения» (25 из 30). При этом наш закон отстает в таких сферах, как «процедуры запроса» (19 из 30) и «апелляция» (19 из 30). И совсем плохие показатели у нас в сферах «санкции» (4 из 8) и «промоушн» (8 из 16). С 2012 года Украина снизила показатели по процедурам запроса и исключениям.
Основные претензии европейских экспертов к украинскому законодательству по «праву доступа» состоят в «слабо подчеркнутой приоритетности этого закона над другими».
По «процедуре» наш закон так и не смог обрести обязательство распорядителей информации предоставлять ответы как можно скорее, не дожидаясь предельного срока.
В «исключениях» экспертов смущает тот факт, что под действие украинского закона не подпадают коммерческие предприятия с государственной акционерной долей. Также эксперты резко критикуют отсутствие в Украине процедуры «консультаций с третьей стороной» (досудебного урегулирования при отказе в предоставлении информации с помощью Информационного комиссара).
Эксперты обращают внимание на слабые права независимого органа (в случае Украины — представителя Уполномоченного ВР по правам человека). Их также смущает отсутствие запрета на назначения в независимый орган людей с политическими связями.
В законодательстве не прописана обязательность исполнения государственными органами решений и распоряжений независимого органа. Нет и права независимого органа требовать рассекречивания информации для ознакомления эксперта.
Наконец, отрицательно влияет на оценки Украины отсутствие нормы о «бремени правительства доказывать в суде свою невиновность» в спорах касательно доступа к информации.
В Украине с оптимизмом воспринимают нынешние рейтинговые позиции и рассчитывают уже в скором времени устранить ряд названных выше проблем.