Экс-председатель правления банка «Михайловский» Игорь Дорошенко оказался в тех же условиях, что и нынешний Генпрокурор Юрий Луценко во времена Януковича, пишут Комментарии.
Решение Европейского суда по правам человека «Луценко против Украины», вынесенное в пользу Луценко, отражает ситуацию, которая сложилась в настоящее время с Дорошенко.
Напомним, экс-председателю правления банка в конце января изменили меру пресечения с домашнего ареста на содержание под стражей. Дорошенко не смог прийти по вызову следователя из-за госпитализации, что и стало основанием для прокуратуры ходатайствовать об изменении меры пресечения.
В деле «Луценко против Украины» суд пришел к выводу, что задержание заявителя было осуществлено в иных целях, нежели та, которая предусмотрена пунктом 1 статьи 5 Конвенции и, таким образом, было произвольным и таким, что противоречило положению пункта 1 статьи 5 Конвенции.
«По делу, которое рассматривается, решения национальных судов о взятии заявителя под стражу базировалось на основаниях, которые, по мнению Суда, являются сами по себе сомнительными. В связи с этим Суд отмечает, что основаниями, приведенными органами прокуратуры для лишения заявителя свободы, были: недовольство следователя поведением заявителя во время его ознакомления с материалами дела, интервью заявителя средствам массовой информации, его нежелание давать показания и признавать свою вину, а также обвинения в совершении тяжких преступлений», — говорится в решении ЕСПЧ.
Решение ЕСПЧ было вынесено в пользу Луценко. Суд присудил ему материальную компенсацию в виде 15 тыс. Евро. Таким образом, полагает издание, практика Европейского суда по правам человека сейчас однозначно на стороне Дорошенко, а не прокуратуры. Учитывая еще и тот факт, что экс-главе «Михайловского» выбрали залог, который не соответствует его материальному состоянию, ожидать, что Апелляционный суд утвердит решение первой инстанции и оставит в силе решение Днепровского судьи Нелли Ластовки о содержании под стражей или залог в 160 млн грн — не стоит.
Апелляционный суд будет руководствоваться практикой Европейского суда по правам человека. Кроме того, обобщенная практика решений национальных судов также запрещает произвольное содержание под стражей и избрание необоснованной суммы залога.
Решение судьи Ластовки, возможно, объясняется тем фактом, что она сама еще летом 2016 была «на крючке» у прокуратуры, поскольку фигурировала в уголовном производстве в отношении судьи Чауса (ныне скрывается от следствия).
В первые дни своего назначения на должность генпрокурора, Юрий Луценко заявлял, что на его рабочем столе будет стоять кружка из Лукьяновского СИЗО, как напоминание о необходимости изменения карательного правосудия. Видимо, одной кружкой систему не изменить, пишут журналисты.