Российские государственные компании активно лоббируют свои интересы в странах Европейского союза и тратят на это миллионы евро. К соответствующему выводу пришли исследователи Transparency International, передают «Ведомости».
Указано, что, несмотря на европейские санкции, Евросоюз остается крупнейшим экономическим партнером России, в 2015 году на него еще приходилось 44,8% всего российского экспорта.
Отмечается, что для более эффективного ведения бизнеса и отстаивания своих интересов в Европе российские компании прибегают к стандартной практике — нанимают лоббистов: и конкретных людей, и профессиональные компании. Но только о некоторых лоббистах данные публикуются открыто в специальных реестрах ЕС.
Согласно исследованию, активнее всего лоббирует свои интересы в Европе «Газпром». Только на продвижение собственных интересов в Евросоюзе компания тратит не менее 900 000 евро ежегодно.
Также указано, что «Газпром» привлекает лоббистов и в отдельных странах ЕС, например, в Австрии, где его интересы представляет нефтегазовая компания OMV (участница проекта «Северный поток», обменивается с «Газпромом» активами).
На лоббирование в Австрии российский газовый монополист тратит более 100 000 евро в год. Transparency International указывает, что в реестре лоббистов не указывается конкретная сумма, а только определенный порог таких расходов, это не значит, что именно столько уходит на лоббирование интересов.
При этом в Transparency подчеркивают, что данные реестров дают представление лишь о малой части тех сумм, которые тратятся на лоббирование интересов российских компаний за рубежом: бюджеты могут доходить до миллионов евро ежегодно. Лоббистская деятельность в разных странах ЕС регулируется по-разному, что позволяет россиянам не раскрывать всех данных.
Напомним, Европейский союз официально продлил экономические санкции против России до 31 января 2018 года.