Минэкономразвития РФ представило в правительство России очередной вариант макропрогноза. На этот раз речь идет о долгосрочных расчетах до 2035 года. Тем самым сделана первая официальная попытка описать экономическую модель после завершения в 2024 году четвертого президентского срока Владимира Путина.
Расчеты, предложенные Минэкономразвития в октябре 2017 года, не показывают структурных изменений в экономике. По базовому варианту темпы роста промпроизводства на все прогнозные 18 лет не превышают 2% в год. В поствыборном 2025 году они составят 1,9% роста к 2024 году и сократятся до 1,7% в год в 2035 году. В 2017 году правительство уже согласилось с тем, что промышленность растет на 1,1% к уровню текущего года.
Инвестиции в основной капитал в долгосрочной перспективе немного оживляются и покажут, по мнению Минэкономразвития, рост в 2025 году до 3,2% против 0,8% в 2017 году, но уже к 2035 году динамика инвестиций снизится до 2,5% в год.
Никакой бурной диверсификации сырьевой экономики такая модель явно не предполагает — цены на нефть в ней по-прежнему имеют большое значение. Цена на нефть, кстати, спрогнозирована скромной. В 2025 году баррель сорта Brent подрастет с 2017 года на $5 — с $40 до $45. На 2035 год запланирована цена нефти в $54,9 за баррель. В результате ВВП в 2025 году растет на 2,2% в год (в 2017-м темпы роста составляют 0,6%), в 2035 году — 1,7% в год. В Минэкономразвития подтвердили, что документы, содержащие такие цифры, направлены в Минфин.
По базовому варианту прогноза, все 18 лет уровень жизни населения качественно не меняется. Рост зарплат все годы скромный, наибольший рост — 2,1% — ожидается в 2025 году. В 2035 году зарплаты будут расти еще медленнее — на уровне 1,6% в год. Ожидается и снижение инфляции с 4% в 2017 году до 3,9% в 2025 году и до 3,2% в 2035 году.
Курс по базовому сценарию к 2025 году составит 76,9 руб. за доллар, тогда как к 2035 году он подрастет до 78,4 руб. за доллар.
Экономический рост явно уперся в демографические проблемы. К 2025 году экономически активное население сократится с 72,3 млн человек до 69 млн человек, в 2035-м — до 68,1 млн человек.
Ажиотаж прогнозов
«Базовый вариант» в правительстве традиционно считается основным для построения бюджета на предстоящую трехлетку. В реальных деньгах спор Минэкономразвития и Минфина о параметрах прогноза составлял на следующий год более 200 млрд руб. И это превратило теоретические дискуссии в нешуточную борьбу внутри правительства. За сентябрь официально известно о трех вариантах пересмотра прогноза на 2017–2019 годы.
В результате для балансировки бюджета прогноз на следующий год был сперва ухудшен по росту ВВП до 0,2% роста ВВП, а спустя несколько дней этот показатель оказался улучшен до 0,6%.
Базовым долгосрочным вариантом до 2035 года Минэкономразвития продолжило модельный ряд, заложенный в бюджет на 2017–2019 годы.
Но долгосрочный прогноз не предназначен для бюджетных целей. С 2014 года правительство поддалось давлению части промышленного лобби и согласилось принять закон о стратегическом планировании. Концепция закона разрабатывалась в условиях постоянно растущих нефтегазовых доходов, а расчет лоббистов строился на том, чтобы ограничить правительство в изменении правил игры по программам госфинансирования поддержки отраслей. До лета 2016 года исполнение закона откладывалось из-за наступившего кризиса.
Но в июне этого года Владимир Путин утвердил его смягченный вариант. Теперь формально правительству предстоит до 1 января 2017 года разработать стратегический прогноз, до 1 января 2018 года подготовить «стратегию социально-экономического развития, являющуюся одним из основных целеполагающих документов», говорится на сайте президента. До 1 января 2019 года будут разрабатываться все остальные документы стратегического планирования. В законе их перечислено больше десятка.
Удвоения не ждать
Базовый вариант долгосрочного прогноза до 2035 года, так же как и среднесрочный, сопровождается еще двумя сценариями — «целевым» и «базовым+». В бюджетной практике эти варианты используются факультативно.
Для предвыборных планов целевой выглядит предпочтительнее. По нему экономический рост в 2025 году уже 4,4%. Но и прогноз цены на нефть более благоприятный — $62,9 за баррель. Причем даже этот вариант также описывает модель сырьевой экономики.
Нефть, по этому прогнозу, дорожает каждый год и в 2035 году стоит уже $76,7 за баррель. Экономический рост при этом затухает каждый год до 3,3% годовых в 2035 году.
Никаких вариантов реформ в эти модели заложено не было. В нем не учтены даже варианты изменения налоговой политики после 2018 года.
На показатели социального положения оказали влияние предложения Минтруда РФ, которые также готовились к текущему бюджетному процессу. Хотя в последнее время Минтруд ничего более, кроме продления пенсионного возраста и заморозки накопительной пенсионной системы, не предлагал. Оценка демографической ситуации сделана, исходя из прогноза Росстата, по которому миграционный прирост будет составлять 300–400 тыс. человек ежегодно.
За последние десять лет правительство не раз пыталось построить долгосрочные стратегии. Но они оборачивались скорее факультативными упражнениями, а их исполнение всегда приносилось в жертву тактическим задачам текущего бюджета.
Последний раз Минэкономразвития пыталось рассчитать долгосрочный прогноз до 2030 года в 2013 году. Прогноз исходил из того, что по самому пессимистичному варианту в 2016–2020 годах нефть будет стоить $107 за баррель, а к 2030 году Brent подорожает до $158 за баррель.
Уже через год об этом прогнозе забыли после обвала цен на нефть в 2014 году ниже $50 и к середине 2015 года — ниже $30. Прогнозом 2013 года были обоснованы возможности правительства справиться с предвыборными обещаниями по росту зарплат, сделанные Владимиром Путиным в 2012 году.
Долгосрочные прогнозы делались и в начале 2000-х годов, когда правительство искало материальную базу для выполнения предвыборного обещания Владимира Путина удвоить ВВП за 10 лет. Правительственные экономисты продолжают спорить, считать удвоение состоявшимся (если не учитывать инфляцию) или состоявшимся только на 50%.
Минфином в феврале 2016 года была сделана попытка подготовить бюджетную стратегию до 2030 года. Она также показала стагнацию на долгосрочную перспективу, и официально ее утверждать никто не стал.
Если выбирать сейчас между вариантами Минэкономразвития для долгосрочной стратегии, правительству предстоит решить, как совместить действующий бюджет и долгосрочные планы. Но предложенный сейчас вариант долгосрочного прогноза Минэкономразвития без проведения реформ не позволяет дать избирателям какие-либо обещания ни по зарплатам, ни по росту экономики.
Оптимизма не занимать, єто радует.