Николаевский глиноземный завод (НГЗ), который является активом российской компании «Русал», стремительно превращают в базу для «особой территории» «Русала». Об этом говорится в статье Александра Шкопы «Территория «Русала» на «Зеркале недели».
В частности, как отметил генеральный директор ООО «Терминал-Укрпищесбытсырье», народный депутат Украины пятого созыва Владимир Фалько, иностранцы получают в портах землю, которую не могут получить украинцы. «С приходом на НГЗ российская компания „Русал“ очертила, что можно украинцам, а что нельзя. Через суды эти собственники „прихватили“ всю логистику и коммуникации, ведущие в Днепро-Бугский порт», — рассказал он.
Кроме того, по данным автора статьи, компания присвоила порт за «некорректную» арендную плату, а Фонд госимущества Украины «просмотрел» сроки аренды, и в прошлом году «Русал» пролонгировал ее еще на пять лет «без конкурса, без учета интересов украинских экспортеров».
«Теперь де-факто только Москва решает, кому работать в украинском порту, и устанавливает ставки. Так, ООО „Терминал-Укрпищесбытсырье“ установили ставку 1,44 долл. портового сбора с каждой тонны переваленного груза, хотя это сборы государственные, и именно государство должно их устанавливать. Для сравнения: в других портах терминалы платят от 24 до 60 центов с тонны, причем именно государству. А „Укрпищесбытсырье“ платит „Русалу“, да еще примерно на доллар больше. Выходит, государству эти деньги не нужны», — пишет автор.
Он уверен, что для «Русала» в Украине существуют «другие, особенные законы»: «Самое удивительное, что все молчат: и СБУ, и прокуратура, и ФГИ, и депутаты, и чиновники, и СМИ, и профсоюз Николаевского морского порта, в структуру которого входит Днепро-Бугский морской порт, и политические силы всего спектра — от «Правого сектора» и «Свободы» до «Оппозиционного блока», — отметил автор.