На смену уже привычным заморским специальностям — бренд-менеджерам, копирайтерам и супервайзерам — теперь пришли тренд-вотчеры, баннермейкеры и агенты влияния. Почти два десятка абсолютно новых профессий появились за последнее время на украинском рынке труда. За этими специалистами в ближайшие годы работодатели устроят настоящую охоту.
Как рыба онлайн
Одна из профессий-новичков — комьюнити-менеджер, эволюционировавшая должность модератора. Сфера ответственности такого специалиста — выбор тем, привлечение новых участников и увеличение посещаемости портала. Поэтому главное для него — умение общаться виртуально и всегда быть онлайн. Чаще всего комьюнити-менеджер руководит группой людей в интернете — сообществом в социальной сети ВКонтакте либо Facebook — или ведет ролевую онлайн-игру. «Моя зарплата наполовину зависит от того, как много на сайте «мертвых» (неактивных) аккаунтов», — признается комьюнити-менеджер Клуба любителей виски Елена.
Еще одно онлайн-изобретение — агент влияния. Чаще на эту должность нанимают студентов. Они пишут в сети положительные отзывы о товарах или услугах, формируя у потенциальных потребителей лояльное отношение к продукту, бренду. «Поле деятельности — специализированные сайты, блоги, форумы, социальные сети. Поскольку на многих ресурсах реклама запрещена, важно быть креативным, ненавязчивым, нужен веселый и легкий стиль изложения», — делится агент влияния по косметике Елена Власюк.
Профессия баннермейкера — специалиста, имеющего отношение как к дизайну, так и к продвижению сайта с помощью изготовления и размещения баннеров — тоже появилась недавно. Пока такая должность есть лишь в крупных коммерческих проектах и только в Киеве. Необычная новинка на рынке труда — IT-евангелист. Он продвигает инновационный продукт через интернет-СМИ, блоги и другие онлайн-ресурсы, пытаясь донести до целевой аудитории его преимущества. Фактически, такая работа напоминает миссионерскую деятельность. Отсюда и название профессии.
Анализом новых тенденций на рынках занимаются тренд-вотчеры. Пока таких специалистов в Украине немного. Хотя, по словам одного из них, Михаила Черняка, на Западе уже появились специализированные агентства, занимающиеся подробным анализом тенденций потребительских предпочтений и составлением прогнозов на будущее. Профессионал в этой области должен обладать широким кругозором, умением находить нужных людей и устанавливать с ними контакт, проводить глубинные интервью. «Сфера деятельности — любая, на усмотрение нанимателя. Скажем, без исследований тренд-вотчера не обойтись компаниям, выходящим на новый рынок», — убежден Черняк. Важно понять менталитет и культуру потенциального потребителя или фирмы в период ребрендинга. Пригодится такой специалист и телевизионному каналу, решившему в корне изменить эфирную политику.
Английский — двигатель прогресса
Самый ощутимый дефицит специалистов в настоящее время наблюдается в сфере биотехнологий, IT и технических отраслях. К примеру, профессия Clinical Research Associate (специалист по клиническим исследованиям) сегодня одна из самых редких, зато весьма востребована. По словам директора украинской контрактно-исследовательской организации Axis Group Александры Разиной, в нашей стране таких узкопрофильных специалистов не готовит ни один вуз, поэтому необходимые навыки приходится приобретать уже после получения высшего образования. Но если во всем мире таких специалистов нанимают с биологическим или фармацевтическим образованием, то в Украине — с фармацевтическим или медицинским. «Одно из главных требований — знание английского. Это крайне важно, поэтому работодатели готовы брать вчерашних выпускников с отличным знанием английского и уже самостоятельно обучать их проведению мониторинга клинических исследований», — добавляет Разина.
Узкопрофильные специальности — одна из последних тенденций на рынке информационных технологий. С развитием мобильных платформ работодатели выделили в отдельные профессии разработчиков мобильных приложений для операционных систем (iOS, Android) и инженеров автоматизированного тестирования, которые выявляют все ошибки программного продукта до того, как он выйдет на рынок. Среди новейших профессий в этой сфере — специалист / аналитик по оптимизации онлайн-продаж (Sales Optimization Specialist). Представитель этого рода занятий Сергей Пивоваров говорит, что в его обязанности входит анализ рекламных кампаний в интернете, а также разработка методов оптимизации их проведения.
IT-букварь
Вместе с тем востребованные узкопрофильные профессионалы подвержены на рынке труда специфическим рискам. Так, при потере места работы им непросто найти новую вакансию, говорит сотрудница рекрутинговой компании «Допомога» Александра Стась. «Если специалист захочет перейти в смежную сферу деятельности, ему снова придется пополнять свои знания и дополнительно учиться. А вот мультидисциплинарность может стать одним из конкурентных преимуществ для этих сотрудников», — подытоживает она.
Проще всего оценивать эффективность работы онлайн-специалистов, поскольку в сети большинство показателей легко оцифровать. Измерить реальную пользу от усилий тренд-вотчера или специалиста по клиническим исследованиям сложнее. Но такие спецы без дела не останутся.
Потенциально новые профессии — это прямая угроза существованию многих популярных сейчас специальностей, хотя HR-менеджеры скептически оценивают перспективы примерно 30‑40 % появившихся за последнее время профессий. «Часть из них либо отомрет, либо объединится с существующими», — отмечает Анна Бобель, директор рекрутинговой компании Archers.
Но всего через 7‑10 лет структура отечественного рынка труда изменится кардинально — в этом рекрутеры убеждены практически единодушно. Среди тех, кто окажутся никем не востребованы, — экономисты и юристы. Чтобы получить высокооплачиваемую работу, этим специалистам придется осваивать IT-технологии, причем уровня пользователя будет недостаточно. Экономисты должны будут научиться программированию, а большинство юристов как минимум изучить особенности персонального продвижения в интернете.
Многие профессии в будущем уничтожит автоматизация. В том же пищевом или металлургическом производстве потребуются интеллектуально развитые, а не только физически сильные сотрудники. В будущем практически во всех отраслях кадровые изменения будут неизбежны в связи с изменением структуры экономики в пользу высокотехнологичных секторов.
До часа икс пока еще есть время, и стратегии разных компаний в отношении представителей новых специальностей расходятся. Одни предпочитают нанимать их на конкретный проект или оговаривать частичную занятость, чтобы оценить для себя эффективность такого профессионала. Другие, наоборот, принимают редких специалистов сразу в штат, создавая под них отдельные должности. Таким компаниям нередко удается предугадать потребности в новых кадрах и попробовать вырастить их на месте.
«Вклад работодателя в обучение сотрудника какой‑то необычной специализации может составлять тысячи, а иногда и десятки тысяч долларов. Причем никто не гарантирует, что через время этот редкий кадр не переметнется к конкурентам, которые предложат ему больше, как уже состоявшемуся специалисту», — говорит Анна Бобель.