Дональд Трамп решил стать кумиром всех поклонников космических исследований. Он подписал «Директиву № 1 о космической политике». Документ поручает NASA начать «инновационную программу освоения космоса», в рамках которой предполагается отправить американских астронавтов на Луну и Марс. Причем на спутнике Земли должна появиться обитаемая космическая база.
Американская космическая программа в последние годы находится в очевидном кризисе, но это не помешало Трампу заявить: «Мы лидеры, мы останемся лидерами, и мы собираемся увеличить наше преимущество во много раз». «Новый указ является важным шагом на пути к возвращению астронавтов на Луну впервые с 1972 года», — уточнил президент США.
Стоит сразу заметить, что таким образом американский лидер, хоть он об этом, вероятно, и не знает, пошел по стопам российского вице-премьера Дмитрия Рогозина. Еще в 2012 году он предложил построить научную станцию на Луне. Позже он также назвал в числе трех главных целей «подготовку и начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы».
Рогозин тогда даже назвал перспективные сроки. На 2030 год планировалось, что на Луну должны впервые высадиться российские космонавты и роботы, которые затем создадут там «первую инопланетную лабораторию». На ее базе будет осуществляться изучение «лунных минералов, метеоритов, опытное производство полезных веществ, газов, воды из реголита (лунного грунта)».
Реальность, впрочем, пока явно не позволяет говорить о том, что планы Дмитрия Рогозина близки к осуществлению. Российские ракеты и спутники падают, причем, по все более удивительным для специалистов причинам. Такое ощущение, что задел, созданный еще в советский период, уже растрачен, а практически ничего нового и одновременно работоспособного строить просто не удается. Может быть, потому что не хватает квалифицированных кадров или, что также весьма вероятно, по тем же причинам, по которой задерживалось возведение космодрома «Восточный» — из-за банальной коррупции.
Впрочем, у американцев, которые с легкой руки Трампа должны начать «социалистическое соревнование» с россиянами, все тоже, прямо скажем, не очень благополучно. Ракеты у них, правда, падают реже — из 27 запусков в 2017 году все стали удачными (у РФ 16 успешных из 17). Однако решение «зарезать» комплексную программу пилотируемой космонавтики Constellation («Созведие»), принятое администрацией Барака Обамы в 2010 году по экономическим причинам, до сих пор аукается Америке. Если бы предшественник Трампа не испугался роста бюджетного дефицита (который и без того за время его правления взлетел до космических высот), то США не только не остались бы без собственного пилотируемого корабля после закрытия программы Space Shuttle, но отрабатывали бы уже новый лунный модуль «Альтаир».
Сегодня космическая наука в США работает на перспективу — сверхтяжелый носитель SLS будет готов не раньше 2019 года. Еще тремя годами позже полетит новый пилотируемый космический корабль «Орион». Пока же с военными и коммерческими запусками спутников США справляются имеющейся техникой — в основном ракетами Atlas V (на первой ступени которой используются российские двигатели РД-180) и Falcon 9, которую делает частная компания Илона Маска SpaceX.
Временный отказ от пилотируемых кораблей привел к тому, что американцы вынуждены зависеть от «Роскосмоса». Эту госкорпорацию даже отдельным пунктом закона вывели из-под всех американских санкций — иначе не удалось бы закупать двигатели РД-180 для «Атласов» у российского НПО «Энергомаш».
Если серьезно обсуждать фантастические картины будущего, которые рисуют как Рогозин, так и Трамп, то можно констатировать: Россия и США начинают виртуальное соревнование за Луну. Космические программы обеих стран явно не успевают за амбициями их властей. Громких заявлений явно больше, чем существующих разработок, которые позволили бы и правда создать постоянно действующую первую станцию на спутнике Земли, а потом организовать полет человека на Марс.
И Рогозин, и теперь Трамп апеллируют к далекому славному прошлому. Россияне — к запуску «Спутника», полету Гагарина и успехам луноходов. Американцы — к программе «Аполлон», которая привела к первой высадке человека на Луну. Однако и те, и другие очень далеки по своим возможностям, в том числе, экономическим, от «большой космической эпохи» 1960-1970-х годов.
Без сомнений можно прогнозировать лишь одно — гонка приведет к огромным бюджетным расходам в обеих странах. А вот в том, что на Луне появятся новые следы человеческих ног, есть большие сомнения. Возможно, барон Мюнхгаузен, который, как известно на Луне бывал не раз, окажется заметно эффективнее политиков - как в деле борьбы с земной гравитацией, так и в искусстве сочинения занимательных историй.