Богатство страны и развитие экономики напрямую зависит от роста отраслей, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Сейчас около 2/3 экспорта продукции из Украины составляет сырье. Промышленные предприятия, производящие высокую добавленную стоимость внутри страны, практически не строятся и не развиваются. Нет инвестиций, нет дешевых кредитов, нет технологий.
Растет отрицательное сальдо внешнего торгового баланса страны. Согласно данным Гостата, за 9 месяцев 2017 года Украина экспортировала товаров на $31,33 млрд, а ввезла на $35,2 млрд. То есть, мы продали товаров на $3,87 млрд меньше, чем купили.
Отрицательное сальдо торгового баланса сказывается на девальвации национальной валюты. Пока мы продаем меньше, чем покупаем, курс гривни будет падать.
Как такие проблемы решаются в развитых странах?
Правительство США, в отличие от европейских государств, с момента основания страны мало внимания уделяло развитию городского транспорта. Доступность автомобиля для каждого американца предполагала развитие качественной автомобильной инфраструктуры в ущерб общественным перевозкам.
Это привело к тому, что в 1960-х годах в городах Америки невозможно было передвигаться, не имея автомобиля. Частные компании, которые занимались перевозками, закрывались из-за отсутствия рентабельности.
Для правительства стало очевидно, что без государственных дотаций развивать общественный транспорт не получится. Тогда в 1964 году Сенат США утвердил Акт «О городских массовых перевозках», которым было предусмотрено выделение $375 млн на развитие общественного транспорта в ближайшие три года.
Для управления этими средствами в том же году была создана Администрация городского общественного транспорта (Urban Mass Transportation Administration — UMTA). В 1991 году эта организация была переименована в Федеральное управление общественного транспорта (Federal Transit Administration — FTA).
На сайте FTA опубликованы правила закупок этой структуры — Regulations & Guidance (правила и рекомендации). В специальном разделе под названием Buy America (покупай американское) указана доля необходимой локализации для подрядчиков Управления.
В соответствии с правилами Управления, в 2016-2017 годах доля местной составляющей в производстве подвижного состава, который закупает FTA, должна составлять не менее 60%. В 2018-2019 годах — не менее 65%. А после 2020 года — не менее 70%.
Это означает, что датируя общественно важное направление народного хозяйства, правительство США дает преференции местным производителям. Потому что при такой модели закупок производители платят налоги в бюджет США, в стране сохраняются рабочие места.
Другими словами — деньги и богатство от добавленной стоимости остаются в стране, а не утекают за рубеж.
В штатах понимают, что если американские машиностроительные фабрики не продадут свою продукцию на внутреннем рынке, экспортировать ее за границу им будет очень сложно.
Просто потому, что правительства других стран проводят точно такую же протекционистскую политику по отношению к своим производителям. Ни одна развитая страна не поощряет импорт.
Общественная организация «Институт по вопросам политики штата Огайо» в США (Policy Matters Ohio) в своем исследовании от 2011 года под названием «Покупай американское: требования к локализации при производстве транспортных средств» приводит примеры требований к закупкам в других странах.
Цитата из исследования:
«В 2004 году Евросоюз пересмотрел Директиву, охватывающую закупки в секторах водоснабжения, транспорта, энергетики и почтовой связи. Директива требует открытых процедур проведения торгов, но дискриминирует заявки с содержанием менее 50% производства в ЕС, которые не подпадают под международные или двусторонние договора».
Стоит отметить, что уже после публикации исследования Policy Matters Ohio, ЕС опять пересмотрел указанную Директиву. В Директиве № 25 от 26 февраля 2014 года остались те же нормы.
«Любой тендер, проведенный для заключения договора поставки, может быть отменен, если доля товаров, поступающих в третьи страны превышает 50% от общей стоимости продукции», — сказано в ст. 85 Раздела 4 этого документа.
В исследовании Policy Matters Ohio также указано, что в австралийском штате Виктория все закупки стоимостью свыше $250 млн должны содержать не менее 40% производства на локальной территории, которая включает Австралию и Новую Зеландию.
Провинция Квебек в Канаде требует местную локализацию производства в 60% для всех закупок местного метрополитена, которые частично финансируются правительством провинции. В крупнейшем канадском городе Торонто, не менее 25% стоимости всех транспортных контрактов должны быть произведены местными фабриками.
При этом, США, Евросоюз, Австралия, Канада и Новая Зеландия, как и Украина — являются членами Всемирной торговой организации (World Trade Organization — WTO) и присоединились к соглашению ВТО о публичных закупках (Agreement on Government Procurement — GPA).
В руководстве по закупкам (Guide to Procurement) Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), обновленном в 2011 году, есть отдельный подраздел, рекомендующий предоставлять преференции локальному производству при осуществлении закупок за средства ЕИБ.
ЕИБ — финансовая организация Европейского союза, которая финансирует и консультирует инвестиционные проекты по всему миру. Однако 90% ее активности приходится на Евросоюз.
Цитата из пункта 3.7.9. «Преференции местным производителям поощряются» (Local Preference for Goods):
«За исключением операций в странах-кандидатах, заемщики могут предоставить 15-процентную привилегию для товаров, произведенных или собранных внутри страны (имеющих, как минимум, 30% местной составляющей при производстве)».
Следует отметить, что хоть данное руководство рассчитано на закупки в самом ЕС, формально Украина подпадает под принцип о преференциях местному производству. Сейчас кандидатами на членство в Евросоюзе являются Албания, Македония, Черногория, Сербия и Турция.
Украина в 2014 году лишь подписала Соглашение об ассоциации с ЕС.
Некоммерческая инициатива Global Trade Alert (GTA), которая была создана в 2008 году, как раз для борьбы с протекционизмом, в своем отчете за 2015 год отмечает рост защитной политики в странах G-20.То есть — в странах с самыми развитыми экономиками в мире.
Как видно из графика, опубликованного в отчете GTA, с ноября 2008 по май 2016 года, в США было принято более 600 решений, способствующих защите внутреннего производителя.
Кроме Штатов в десятку самых протекционистских стран входят: Индия, Россия, Аргентина, Бразилия, Германия, Великобритания, Италия, Китай, Франция.
Это говорит о том, что самые богатые экономики дают преференции своим производителям, ограничивают внутренние рынки от продукции зарубежных конкурентов.
Развивающимся экономикам, таким как украинская, очень сложно организовать поставки своей промышленной продукции на платежеспособные рынки развитых стран.
Пока мировые экономические лидеры защищают своих производителей, Украина экспортирует лишь сырье. Это приводит к тому, что страна беднеет, денег в ней становится меньше.
В результате украинским производителям продукции с добавленной стоимостью все сложнее привлекать заемные средства и технологии, все сложнее конкурировать на глобальных рынках. Этот замкнутый цикл по спирали приводит к тому, что бедные страны еще больше беднеют, а богатые — еще больше богатеют.
Украина тоже использовала протекционизм в своей экономической политике. Однако очевидно, что в условиях войны, экономического спада и жесткой конкуренции на внешних рынках, этого недостаточно.
ВВП Украины в 2016 году составил $93 млрд,или $2,2 тыс. на душу населения. В пересчете на душу населения, это в 25 раз ниже, чем аналогичный показатель в США и более чем в 4 раза ниже, чем в России.
Эти страны и так богаты. При этом они все равно являются мировыми лидерами по экономическому протекционизму. Это говорит о том, что никакая другая страна, кроме Украины, не будет защищать украинскую промышленность.
Комментарий удален