Министерство сельского хозяйства США (USDA) повысило прогнозы по урожаю украинского зерна на 1 млн т, до 60,97 млн т, за счет прироста по кукурузе, сказано в декабрьском отчете департамента, опубликованном вчера на его официальном сайте.
Аналитики также ожидают увеличения экспорта украинского зерна на 0,3 млн т, до 30,68 млн. Прогноз относительно объемов украинского производства пшеницы (22 млн т) и семян подсолнечника (11,5 млн т) не изменился.
Обогнали прогнозы
Украинский урожай зерновых уже превысил прогнозы американских аналитиков. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, сельхозпроизводители по состоянию на 11 декабря уже собрали 63,4 млн т зерновых и зернобобовых культур. Кукурузу собрали 29,7 млн т с 99 % засеянных площадей.
Несмотря на рекордный урожай, существенно превысить прогнозы американцев по экспорту украинского зерна вряд ли получится.
«Скорее всего, больше 30 млн т нам экспортировать не удастся из‑за недостаточно развитой логистической инфраструктуры и ограничений по загрузке автозерновозов», — поясняет министр агрополитики Николай Присяжнюк.
С июля 2013 г. (с начала маркетингового года) по 11 декабря Украина экспортировала, по данными Минагрополитики, 15,62 млн т зерновых: 6,29 млн т пшеницы, из них 5,04 млн т продовольственной, 1,98 млн т ячменя, 3,8 тыс. т ржи, 7,25 млн т кукурузы, а также 96,6 тыс. т других зерновых культур.
Дефицит перевалочных мощностей
Из-за несовершенства логистики отечественного зернового рынка Украина несет огромные потери, говорит президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. Украине не хватает перевалочных и элеваторных мощностей. По данным Госсельхозинспекции, реальная пропускная способность всех портовых зерновых терминалов оценивается в 28 млн т в год. Однако всего около половины их являются высокотехнологичными.
Терминалы на 6 млн т зерна работают по «прямому варианту» (без складов для накопления зерна), что затрудняет наращивание экспорта.
«Обычно это места для перевалки зерна непосредственно из зерновозов, то есть вагоны используются как своего рода склад. А это приводит к уменьшению действующего парка вагонов, что недопустимо при росте экспорта», — отмечает президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко. Как уже ранее писал «Капитал», дефицит зерновозов составляет около 20 %.
7‑8 млн тонн зерновых составит профицит зерновых текущего урожая, если не будет решена проблема с нехваткой перевалочных мощностей
17 млн т перевалочных мощностей находятся в частной собственности. Как правило, аграрии неохотно дают возможность использовать свою перевалку трейдерам-конкурентам, говорит руководитель службы бизнес-проектов информационно-аналитического агентства «АПК-Информ» Родион Рыбчинский.
«Если АПК Украины переживает сегодня период расцвета, то логистика (зерновые склады, транспортные артерии, морские и речные терминалы) — это стареющий механизм», — констатирует он. Именно поэтому, отмечает эксперт, существующие портовые мощности Украины пока не в состоянии качественно удовлетворить потребности растущего экспорта зерновых.
Профицит зерновых
При внутреннем потреблении зерновых в 26‑27 млн т в год профицит текущего урожая составит около 7‑8 млн т. «Выходом из ситуации может стать обустройство речной зерновой логистики», — говорит директор компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко.
Такой вариант имеет свои преимущества: стоимость перевозки тонны зерна речным транспортом — от $ 12,5, в сравнении с $ 28 при железнодорожных перевозках и $ 21 — автотранспортом. Но проблема в том, что не везде глубина украинских рек позволяет использовать эту логистику.
По мнению председателя Украинской аграрной ассоциации Владимира Макара, украинские аграрии смогут решить проблему с дефицитом элеваторов самостоятельно, если государство создаст привлекательные условия для частных инвестиций в развитие портов, элеваторов и пр., а не будет пытаться решить проблему за свой счет.
«Если принимать во внимание опыт прошлых лет, то новые кредиты под государственные гарантии могут обернуться новыми еще большими долгами перед государственным бюджетом. Сегодня половину из всей задолженности предприятий перед государством по кредитам, привлеченным под государственные гарантии, сформировали именно агропромышленные компании», — поясняет эксперт и добавляет, что более двух десятков предприятий задолжали госбюджету 7 млрд грн.