Транзитные перевозки сжиженного газа железнодорожным транспортом через Украину за 11 месяцев 2013 г. увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 26 % — до 3,55 млн т, сообщила «Консалтинговая группа А-95».
Рост был обеспечен за счет увеличения транспортировки сжиженного газа из России на 35 % — до 2,4 млн т. В то же время транзит топлива из Казахстана остался на уровне прошлого года — около 1 млн т.
Россия дала больше газа
Объем транзита вырос отчасти из‑за увеличения производства сжиженного газа в России, говорит исполнительный директор «Украинской ассоциации сжиженного газа» Олег Широков.
«Раз увеличился объем производства сжиженного газа, то его нужно куда‑то сбывать. Ближайшая точка для российского газа — европейский рынок», — отметил он и добавил, что из‑за перенасыщения российского рынка цена на сжиженный газ начала падать. Увеличение объемов экспорта российского сжиженного газа в Европу совпало с уходом с этого рынка казахстанских компаний, которые переориентировались на поставки продукта в страны Азии.
Рост транзитных перевозок сжиженного газа через Украину позволил увеличить его перевалку лишь одному порту из трех основных, в которых расположены специализированные терминалы по перегрузке такой продукции из железнодорожных цистерн на суда, — Керченскому морскому порту.
3,55 млн тонн составил транзит сжиженного газа по железной дороге через Украину за 11 месяцев 2013 г.
Перевалка сжиженного газа в нем за 11 месяцев выросла на 84 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года — до 896 тыс. т. В то же время Одесский и Ильичевский порты сохранили объемы перевалки на уровне прошлого года — суммарно около 1 млн т.
Всего за январь-ноябрь 2013 г. через морские порты Украины было перевалено 2,12 млн т сжиженного газа. Остальной объем топлива пошел транзитом по железной дороге через западную границу Украины, и за 11 месяцев 2013 г. он вырос всего лишь на 11,7 % — до 1,43 млн т.
В настоящее время переваливается значительно меньше сжиженного газа, чем до кризиса, говорит заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. «Порты Украины загружены не полностью, потому что ставки на перевалку слишком высокие», — уточнят он. По его словам, транзитерам сжиженного газа значительно выгоднее везти его в обход Украины.
Напомним, в этом году «Укрзалізниця», чтобы привлечь дополнительный объем сжиженного газа для перевозки, несколько раз предоставляла скидки для определенных маршрутов.
Объемы транзита могут снизиться
Заместитель директора «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн предположил, что в следующем году объемы транзита сжиженного газа через территорию Украины могут и не показать такого роста, как в текущем. Это может произойти в первую очередь из‑за переориентации поставщиков на собственные порты.
«На Балтике уже открылся терминал, мощности которого позволяют переваливать около 1,5 млн т сжиженного газа в год. Вероятно, туда будет направлена часть российского сжиженного газа, который сейчас переваливается через порты Украины. Еще один терминал мощностью 1 млн т есть на юге России», — отметил Куюн.