Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания на прошлом заседании утвердил проект изменений в инструкцию по проведению проверок телерадиоорганизаций и провайдеров программной услуги. Об этом сказано в сообщении регулятора. Согласно документу, Нацсовет получит право составлять административные протоколы на телеканалы и радиовещателей за нарушения в сфере рекламного законодательства. Регуляторный акт вынесен на общественное обсуждение в течение месяца.
Политиков и коммерсантов
отправят с телеэкранов в суд
По
словам члена Нацсовета Николая Фартушного, изменения в первую очередь коснутся соблюдения закона о рекламе во время выборов. Согласно действующей инструкции, Нацсовет не имеет права влиять на рекламу телеканалов во время выборов и применять к ним какие‑либо санкции. «Сейчас мы занимаемся только мониторингом телеканалов и в случае выявления нарушений должны обратиться в Центральную избирательную комиссию, после чего она рассматривает этот вопрос, составляет административный протокол и передает дело в суд. С принятием изменений мы напрямую сможем обращаться в суд, не прибегая к помощи ЦИК», — рассказал он. Предложенные изменения помогут регулировать не только политическую рекламу во время избирательного процесса, но и коммерческую. Рычаги влияния те же — составленный админпротокол. Регулятор в случае нарушения телеканалом закона о рекламе вместо объявления ему предупреждения сможет сразу составить и передать в суд админпротокол. А суд, в свою очередь, может принять решение о наложении штрафа. Сейчас телеканалам дают время на устранение несоответствий в рекламе. Если вещатель исправился, никакие санкции к нему не применяются.
Водочникам перекроют эфир
В
нарушениях правил трансляции коммерческой рекламы телеканалы уличали неоднократно. Наиболее заметным нарушением норм закона является трансляция рекламы алкогольных напитков до 23:00. Национальная экспертная комиссия по морали постоянно обращает на них внимание регулятора. Тот выносит предупреждения, дальше которых, как правило, дело не идет. «Количество рекламы водки на украинском телевидении просто зашкаливает и отбивает напрочь желание его смотреть. Поэтому, естественно, этот процесс нужно регулировать. И если телеканалы начнут платить штрафы, то, я думаю, это будет правильно», — отметил в комментарии «Капиталу» один из участников медиарынка. Еще одним грубым нарушением он называет трансляцию рекламы торговой марки во время перерыва в телепередачах, в качестве спонсоров которых выступают водочные компании.
Телеканалы не разглашают стоимость спонсорских пакетов для «водочников». На условиях анонимности представители вещателей признаются, что за рекламу водочных изделий телеканалы берут двойную ставку: 5‑секундный ролик обходится «водочникам» в 20 тыс. грн. «Если ролик прокрутить 3‑4 раза за время телепередачи, то спонсорство обойдется рекламодателю в 60‑80 тыс. за выпуск», — отмечает один из них.
От спонсорства как вида рекламы не собираются отказываться и радиокомпании. «Да, у нас звучит название торговой марки в эфире, но это не противозаконно, даже если это водка», — заявил «Капиталу» юрист «Русского радио» Дмитрий Назаренко. Снимать с эфира рекламу спонсоров своих программ радиостанция не собирается. Генеральный директор Kiss FM Антон Цеслик добавил, что запрет «водочного» спонсорства приведет к колоссальным убыткам большинства радиокомпаний. «Радиобизнес в Украине и сейчас нельзя назвать прибыльным — многие компании не могут выйти на докризисный уровень. Если у нас заберут спонсорство, то 20 из 30 радиокомпаний будут вынуждены закрыть свой бизнес», — прогнозирует Цеслик.