Факторинговая компания «Маркс.Капитал», которую Нацкомфинуслуг в сентябре обвинила в незаконной деятельности и отсутствии по месту регистрации, работает в обычном режиме и от регулятора не прячется. Об этом «Капиталу» заявил директор «Маркс. Капитал» Сергей Процик. «Мы еще в августе сменили место регистрации — переехали в Полтаву, на ул. 1100‑летия Полтавы, 14а / 22. Документы с просьбой внести изменения в реестр финучреждений в связи со сменой юрадреса регулятор получил 28 августа», — сообщил Сергей Процик.
В Нацкомфинуслуг не отрицают, что документы получили, но в реестр финучреждений изменений до сих пор не внесли. «Пакет документов мы вернули компании на доработку, поскольку они были поданы с нарушением требований. Повторно доработанный пакет «Маркс. Капитал» не подал нам до сих пор», — сообщили в пресс-службе комиссии.
Страх и дело
«Маркс. Капитал» — единственная факторинговая компания в Украине, работающая с долгами по ОСАГО страховщиков-банкротов «Добробут», «ИнтерТрансПолис» и Украинской экологической страховой компании. Компания заключает с физлицами — потерпевшими в ДТП договоры переуступки права требования, выплачивая им взамен от 30 % до 50 % страховой суммы. Взамен фактор получает право требовать полную стоимость долгов от страховых компаний или Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ). Как ранее сообщал «Капитал», бюро в таких действиях усмотрело злой умысел разорить его, выбрав все средства из его фондов. В апреле член координационного совета МТСБУ нардеп Андрей Пинчук даже обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить деятельность «Маркс. Капитал». После чего к проверкам приступил и регулятор. В мае Нацкомфинуслуг провела внеплановую проверку факторинговой компании, после чего обвинила ее в незаконной деятельности. Тогда регулятор заявил, что фактор не имеет права покупать долги страховщиков-банкротов и выступать выгодоприобретателем по договорам ОСАГО.
Сюрприз под елку
В конце года таких обвинений в адрес «Маркс. Капитал» регулятор уже не выдвигает. Согласно акту очередной внеплановой проверки Нацкомфинуслуг от 12.11.2013, копией которого располагает «Капитал», основной претензией инспекторов комиссии к факторинговой компании является несвоевременное информирование регулятора об изменениях в компании. Например, фактор не сообщил комиссии о том, сдал ли директор компании экзамен на профпригодность.
45,6 % доля банковских кредитов в структуре финансирования факторинговых операций за 9 месяцев 2013 г.
«Эти вопросы решаются в рабочем порядке, а претензий к нам по поводу незаконной деятельности у регулятора нет», — считает Сергей Процик. По его словам, компания работает в обычном режиме и по‑прежнему скупает у потерпевших долги страховщиков-банкротов. Но размер портфеля таких долгов фактор не называет. По данным «Капитала», речь может идти о сумме до 10 млн грн.
Точку в деле «Маркс. Капитала» Нацкомфинуслуг обещает поставить до Нового года «В конце декабря вопрос по этой компании будет вынесен на заседание комиссии», — сообщили в пресс-службе регулятора. Участники рынка факторинга считают, что регулятор должен не наказывать отдельные компании по формальным поводам, а в целом определиться со своей позицией по поводу факторинговых операций с участием физлиц. «К сожалению, до конца не определенной остается ситуация с покупкой долгов у частных лиц с дисконтом. Практически все факторинговые компании уже успели посудиться по этому поводу с Нацкомфинуслуг и выиграть споры», — отмечает председатель ассоциации «УкрФактор» Павел Ружицкий.
Фактор банков
По данным Нацкомфинуслуг, за 9 месяцев 2013 г. объемы факторинговых операций упали более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 4,8 млрд грн. На рынке факторинга такое падение связывают со снижением активности банков по продаже проблемных кредитов. «Большая часть договоров факторинга — это не классический факторинг (финансирование поставщиков продукции с отсрочкой оплаты), а выкуп кредитов у банков. Финучреждения активно продают кредиты, в основном при острой нехватке ликвидности и большом объеме проблемного кредитного портфеля, который негативно влияет на отчетность, — отмечает Павел Ружицкий, — В этом году обе эти причины были неактуальны, что и привело к снижению объема операций».