В то время как украинские предприятия по выпуску железнодорожных вагонов не могут свести концы с концами из‑за потери российских заказов, у единственного в Украине производителя электровозов и тепловозов — «Лугансктепловоза» — дела обстоят намного лучше.
РЖД обеспечили заказами
«Российские железные дороги» с 2007 г. владеют блокирующим пакетом акций инвестора «Лугансктепловоза» — компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ). «Этот фактор позволяет украинскому предприятию держать долю заказов у российского монополиста на уровне 18 %», — рассказывает старший аналитик компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко.
По его словам, РЖД ежегодно обновляют парк электровозов на 500‑700 единиц. В этом году они закупят у «Лугансктепловоза» 250 секций, или 125 единиц электровозов на сумму свыше 3 млрд грн. Для сравнения: в 2012 г. луганский производитель поставил российским дорогам 162 секции электровозов на 1,7 млрд грн. «В 2013 г. благодаря заказам РЖД «Лугансктепловоз» увеличил производство на 50 % — до 250 единиц, а сама продукция подорожала всего на 10 %», — анализирует эксперт. Новые проекты, над которыми работает предприятие, — тепловоз ТЭ44 мощностью 6 тыс. лошадиных сил в секции, а также тепловоз типа 2ТЭ116У, работающий на сжиженном газе, — также заказы РЖД, говорит Андрейченко. Пока эта российская компания будет основным заказчиком «Лугансктепловоза», ему обеспечен гарантированный сбыт продукции и рост выручки, считает аналитик. Отметим, что дела «Лугансктепловоза» шли хорошо и в прошлом году: производство увеличилось более чем на 70 % относительно 2011 г., а прошлогодняя выручка монополиста превысила показатель 2011 г. на 97 %.
Конкуренты и свой потребитель
Кроме «Лугансктепловоза», других серийных производителей электровозов в Украине нет, но на собственном рынке предприятие конкурирует с российским холдингом «Синара», который обеспечивает заказы Львовской железной дороги, а также грузинским «Электровозостроителем», поставляющим электровозы ВЛ11М / 6 для Приднепровской железной дороги. Также в надежде сократить стоимость заказа «Укрзалізниця» рассматривает варианты закупки электровозов в Китае.
3 млрд гривен составит выручка «Лугансктепловоза» по итогам 2013 г.
Мощностей «Лугансктепловоза» достаточно, чтобы обновить парк техники у монополиста перевозок «Укрзалізниці». В частности, обсуждался вариант приобретения 300 электровозов украинским перевозчиком, но проблема финансирования заказа объемом порядка $ 1,35 млрд пока не решена. Такой заказ от «Укрзалізниці» позволил бы «Лугансктепловозу» утроить выручку, но отношения между руководством двух предприятий пока не идут на пользу сторонам.
Хлопотное сотрудничество с «Укрзалізницею»
Участники переговоров споткнулись на финансовых вопросах, а также на взятом правительством курсе по импортозамещению. Дело в том, что «Лугансктепловоз» привык работать по предоплате и обеспечивает лишь гарантированные заказы. Его конкуренты, тот же грузинский «Электровозостроитель», готовы получать оплату с отсрочкой, а китайские машиностроители даже норовят профинансировать закупки «Укрзалізниці» в кредит.
Кроме того, в прошлом году отечественный перевозчик договорился, в частности с «Электровозостроителем», о размещении заказов на производство 110 магистральных грузовых электровозов до 2016 г. с условием, что 45 % комплектующих для них изготовят около 10 украинских предприятий. В их числе — научно-производственное предприятие «Трансприбор» (г. Хмельницкий), тернопольский радиозавод «Орион», научно-производственное предприятие «Смелянский электромеханический завод», концерн «Укрросметалл» (г. Сумы).
Украинские производители поставят комплектующие для кабины, приборы безопасности систем и диагностирования, радиостанции, тяговые двигатели. По словам Андрейченко, сейчас ведутся переговоры о том, что доля украинских комплектующих в грузинских электровозах вырастет до 90 %. В случае производства электровозов на «Лугансктепловозе» речь шла о поставке импортных комплектующих, а именно — с Новочеркасского завода, также принадлежащего ТМХ.
Переборчивого заказчика в лице «Укрзалізниці», очевидно, не очень прельщает «Лугансктепловоз», поскольку тот и так имеет гарантированный сбыт своей продукции. Будут ли украинские электровозы перевозить отечественные грузы и пассажиров, остается главной интригой в отрасли.